Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика парламентской формы правления в ФРГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.
Вопрос № 44. Характеристика смешанной республики (на примере Франции или другого зарубежного государства).
Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.
Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством – с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.
В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.
Основы конституционного права Германии
Ключевые термины и понятия
- • протестантизм
- • лютеранство
- • О. Бисмарк
- • Конституция Веймарской республики (1919 г.)
- • Основной Закон ФРГ (1949 г.)
- • канцлер
- • конструктивный вотум недоверия
- • бундестаг
- • бундесрат
В результате изучения данной главы студент должен:
- • знать
- – каким путем проходило становление государственности и конституционного строя Германии, каково было влияние на эти процессы протестантизма и Вестфальского договора;
- – где и когда был принят Основной закон страны;
- • уметь
- – охарактеризовать Конституцию Германской империи (1871 г.) и Веймарской республики (1919 г.), форму правления и форму государственного устройства;
- – дать характеристику идеологии фашизма;
- – назвать причины образования ФРГ;
- – определить структуру государственных органов ФРГ.
Политическое устройство Германии на региональном уровне
Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.
Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.
Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.
Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.
Берлин занимает промежуточное положение.
Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.
Глава государства [ править / править код ]
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определёнными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых [ источник не указан 1427 дней ] , сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Однако, существуют парламентские республики, в которых президент избирается парламентом и возглавляет правительство. К таким государствам относятся Швейцария, Южно-Африканская Республика, Ботсвана, Мьянма, Суринам и многочисленные малые государства.
Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.
Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего — около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика — это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.
Германия является федеративной парламентской республикой, в которой действует конституция (Основной закон), принятая в 1949 году. Глава государства — президент — избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы — однопалатные ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами.
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто еще называют канцлерской демократией.
Высший законодательный орган страны — двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг (нем. Bundestag) — высший представительный орган Германии. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики. Бундесрат (нем. Bundesrat) — орган представительства земель и состоит из членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Правительство Германии координирует и контролирует работу всех министерств. Министерства возглавляются министрами и их помощниками.
§ Краткие сведения о политической системе Германии
Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят 16 федеральных земель, обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.
Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.
Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.
Германия как парламентская федеративная республика
По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:
- Ведомство канцлера.
- Ведомство по делам прессы и информации.
Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.
В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.
В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.
Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.
Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров (Статья 62). Канцлер — глава правительства ФРГ. Избирается он Бундестагом по предложению Президента, большинством голосов депутатов, а позже назначается Президентом, согласно статье 63 (1) и (2). Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов (то есть 50%+1 голос), согласно статье 63 (3). По статье 63 (4), если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, в котором избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов.
Если избранное лицо собрало голоса большинства членов Бундестага, Федеральный Президент в течение семи дней после выборов должен его назначить. Если избранное лицо не получило такого большинства, то Федеральный Президент имеет два варианта решения проблемы:
- В течение семи дней сам назначает его;
- Распускает Бундестаг.
Канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность.
Германия состоит из 16 субъектов, которые называются Земли, но при этом у многих есть свои наименования (Свободное государство (Бавария и Тюрингия), Свободный ганзейский город Бремен, Свободный и ганзейский город Гамбург), но у них есть более серьёзные различия. Земли – это крупные субъекты Федерации, которых больше всего (13 из 16), а также города, имеющие статус Земли (Берлин, Гамбург, Бремен).
В отличие от просто субъектов, в городах, имеющих статус Земли, нет районов как административно-территориальной единицы (кроме Бремена, который по факту состоит из 2 городов (Бремен и Бремерхафен) или городских районов). В отличие от обычных городов, в них городские округа (или районы) имеют органы власти.
Это объединение двух или более соседних, обычно небольших, общин одного района. Руководство объединением общин осуществляет мэр (бургомистр), которым нередко является мэр одной из общин, входящих в объединение, а также совет объединения и исполнительный комитет. К типичным полномочиям объединений общин обычно относятся:
- Планирование по использованию земель;
- Вопросы водоотведения;
- Строительство и обслуживание дорог местного значения;
- Организация начального образования;
- Обеспечение деятельности публичных библиотек и спортивных площадок;
- Обеспечение функционирования кладбищ;
- Пожарная охрана.
Сами эти полномочия очень разные и их особенности зависят от Земли.
Германия, парламентская республика ФРГ. — презентация
Объединение Г. было большой победой правительства Г. Коля, что во многом определило успех ХДС / ХСС и СвДП на выборах в бундестаг 1990. Однако перед правительством Коля встал ряд сложных проблем, которые требовали безотлагательного решения. Необходимо было перевести хозяйство «новых земель» на рыночные рельсы, поднять его технологич. уровень и конкурентоспособность, улучшить условия жизни населения Вост. Германии. Надежды на относит. безболезненность, быстроту и «естественный характер» процессов объединения двух герм. гос-в быстро развеялись. Остро встала проблема изменения морально-политич. климата в вост. землях. Население этих земель, рассчитывавшее на быстрое улучшение условий жизни, постигло разочарование. Возмущение быв. граждан ГДР вызывало массовое закрытие нар. предприятий (к осени 1993 – св. 4 тыс.) либо их продажа за бесценок зап.-герм. фирмам в рамках программы приватизации (св. 14 тыс.), а также безоглядное насаждение непривычных для них порядков в различных сферах обществ. жизни. Негативную реакцию вызывали полный демонтаж прежней системы социального обеспечения, судебное преследование ряда высших государственных деятелей ГДР и огульное очернение прошлого Герм. Демократич. Республики. В «новых землях» нарастало движение протеста.
На осуществление программы «трансформации» «новых земель» потребовались огромные средства. С июля 1990 по конец 1991 на финансирование вост. земель правительству Г. Коля пришлось выделить св. 100 млрд., в 1991–97 в качестве ссуд и субсидий – 1,4 биллиона марок (в среднем 195 млрд. марок в год), а также сверх этого, в качестве инвестиций на развитие и модернизацию технич. базы пром-сти – 272 млрд. марок. Значит. суммы пошли на оказание социальной помощи малоимущим, на развитие инфраструктуры, на решение коммунальных задач и т. д., а также на выплату пособий по безработице, которая в 1-й пол. 1990-х гг. на востоке страны достигала 3 млн. чел. Серьёзные затраты потребовались на выполнение решения бундестага от 20.6.1991 о переносе столицы ФРГ из Бонна в Берлин (переезд правительств. учреждений завершился в 1999–2000).
Вопросы, связанные с обеспечением занятости вост. немцев и повышением их доходов, приобрели для правительства Г. Коля первостепенное экономич. и политич. значение. С сер. 1990 до сер. 1992 зарплата на востоке Г. была повышена почти в 2 раза и составила 60–70% тарифной зарплаты зап. немцев (несмотря на то, что производительность труда в «новых землях» была в 3 раза ниже). Со 2-й пол. 1992 на востоке стала вводиться структура тарифной зарплаты, существовавшая в ФРГ, что тоже способствовало некоторому повышению уровня жизни быв. граждан ГДР. Однако выравнивания уровней жизни так и не произошло. К кон. 1990-х гг. доходы зап. немцев были по-прежнему на 30–50% выше, чем восточных. Согласно прогнозам, стирание этих различий может произойти не ранее 2040.
Нерешённой осталась проблема безработицы. В 1995 в вост. землях, по данным служб занятости, доля только официально зарегистрированных безработных составляла ок. 25% трудоспособного населения. В целом по Г. в абсолютных цифрах в 1996 она превысила 4 млн. чел.
Для финансирования «трансформации» вост. земель правительству Г. Коля пришлось в нач. 1990-х гг. сократить некоторые социальные статьи бюджета, нарушить предвыборные обещания не повышать налоги и ввести 7,5%-ный обязательный «взнос солидарности в Фонд германского единства», который должны были платить жители «старых земель» (что вызывало острое недовольство с их стороны). Нехватка средств заставила правительство Г. Коля в 1997 приступить к реализации программы экономии, результатом которой стало снижение гос. расходов на здравоохранение, пенсионное обеспечение и на осуществление программ содействия занятости. Были сокращены пособия по безработице и гос. взносы в систему социального страхования.
Г. входит в группу ведущих экономически развитых государств мира, по мощи и потенциалу превосходит крупнейшие страны ЕС – Францию, Великобританию и Италию. По объёму ВВП (2504 млрд. долл. по паритету покупательной способности, 2005) занимает 5-е место в мире (после США, Китая, Японии и Индии) и 1-е место в Европе; в расчёте на душу населения (ок. 30 тыс. долл.) – 18-е место в мире и 13-е в Европе. Структура экономики Г. характерна для самых передовых постиндустриальных государств (табл. 2). Индекс человеческого развития 0,932 (2004; 19-е место среди 177 стран мира).
Численно преобладают предприятия малого и среднего бизнеса, на которых занято ок. 2/3 работающих и создаётся 49% ВВП. Вместе с тем 51% ВВП страны производят крупные государственные и принадлежащие иностр. капиталу компании (2003). В обрабатывающей пром-сти 32% занятых работает на крупных предприятиях (св. 1 тыс. чел.), 57% – на предприятиях среднего размера (50–1000 чел.), 11% – на малых предприятиях (менее 50 чел.). Доля небольших предприятий в структуре занятости населения Г. в кон. 20 – нач. 21 вв. растёт.
Таблица 2. Динамика структуры ВВП (%) |
|||
Отрасль экономики | 1995 | 2000 | 2004 |
Сфера услуг | 66,6 | 69,4 | 70,3 |
транспорт и связь, торговля, гостиничный бизнес |
17,7 | 18,5 | 18,6 |
финансовые, деловые и профессиональные услуги | 27,3 | 29,6 | 30,1 |
прочие услуги | 21,6 | 21,3 | 21,6 |
Промышленность | 25,4 | 24,3 | 24,2 |
добывающая | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
обрабатывающая | 24,6 | 23,6 | 23,5 |
Строительство | 6,7 | 5,1 | 4,4 |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
История государства в 19 веке
A) Верхняя палата Конгресса США, Сенат, избирается непосредственно народом, но не по территориальным округам, как члены Палаты представителей, а по
Для избрания в сенаторы необходимо быть не моложе 30 лет, иметь гражданство США не менее 9 лет и проживать в штате, от которого избирается.
Германия, возглавляемая Зигмаром Габриэлем (193) и Христианско-социальный союз, возглавляемый Хорстом Зеехофером (56). На втором месте еще две немецкие партии — Левые, возглавляемые Катей Киппинг и Берндом Риксингером (64), и Зеленые, возглавляемые Джемом Оздемиром и Симоной Петер (63).
Парламенты разных созывов отличаются по количеству депутатов. В настоящее время их 631, тогда как в 1998 году их было 669. Причиной этого являются особенности немецкой избирательной системы. Граждане Германии голосуют одновременно по двум бюллетеням. В одной из них депутаты избираются по мажоритарному списку, а в другой — по партийному. Порог для партий составляет 5%. На западе Г. граничит с Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами, на севере с Данией, на востоке с Польшей и Чехией, на юге с Австрией и Швейцарией. Протяженность сухопутных границ составляет 3621 км.
Члены Бундестага избираются путем всеобщих, прямых и свободных выборов, но тайным голосованием, поскольку они являются представителями немецкого народа, не связаны никакими обязательствами и документами и руководствуются только «собственной совестью».
Парламентские республики: список стран
Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):
- в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
- в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
- в Африке — Эфиопия; в Америке — Доминика;
- в Океании — Вануату.
Бундесрат: для чего он нужен?
Германия – федеративное государство, в состав которого входит 16 земель. Бундесрат – это их представительский орган. Он не является выборным и состоит из членов региональных правительств. При этом они продолжают выполнять свои функции и на местном уровне, фактически совмещая две должности. Депутаты Бундесрата не получают заработную плату, бюджет компенсирует им только служебные расходы.
Бундесрат нередко называют «верхней палатой немецкого парламента», что фактически является неправильным, поскольку по конституции в Германии однопалатный парламент – Бундестаг.
Число представителей зависит от численности населения федеральной земли. Население в 2 млн человек дает региону право на 2 голоса, 6 млн – на 5 голосов, 7 млн – на 6 голосов.
Плотность и размещение населения.
В 1997 средняя плотность населения составила в Германии 230 человек на кв. км. В Европе по этому показателю она уступает только Нидерландам, Бельгии и Великобритании. Размещение населения характеризуется меньшей неравномерностью, чем в странах с доминированием одного городского центра, таких как Франция. Наиболее густо населенной территорией является т.н. Рейнская ось, протянувшаяся от Рейнско-Рурской конурбации (между Дортмундом и Бонном) на юг, вверх по течению Рейна, через Франкфуртскую (Рейнско-Майнскую) городскую агломерацию к Рейнско-Неккарской конурбации, а от нее на юго-восток, к Штутгарту и Мюнхену. Это крупнейшая ось концентрации населения не только в Германии, но и во всей Западной Европе. Другая важная ось расселения также начинается в районе конурбации Рейн – Рур и тянется от нее на восток по северному краю средневысотных герцинских гор Центральной Германии на их стыке с Северогерманской низменностью, через Ганновер, Брауншвайг и Магдебург, и далее с ответвлением на юг, к индустриальному району Галле – Лейпциг – Хемниц – Дрезден.
В сельских районах за пределами основной оси расселения плотность населения не превышает 200 человек на кв. км, а кое-где составляет менее 100 человек на 1 кв. км. Повышенная плотность населения вне главной полосы отмечается лишь в отдельных районах, включающих Саарский каменноугольный бассейн и урбанизированные ареалы вокруг Берлина, Гамбурга, Бремена и Нюрнберга. Численность сельского населения ФРГ стабилизировалась в 1960-е годы.
После Второй мировой войны отмечалась значительная миграция населения из северных и восточных районов в восстановленные и возрожденные города, расположенные вдоль Рейнской оси. В 1950 57% населения ФРГ жили в северных землях, к началу 1970-х это число сократилось до 48%. К 1960-м годам прекратился рост населения в прирейнских городах, и главным направлением миграций стал приток жителей в города юга Западной Германии. Для всех урбанизированных районов характерной стала субурбанизация – переселение жителей из центральных кварталов в пригороды и города-спутники. Депопуляция городских центров была бы еще более существенной, если бы не приток в эти районы иностранных рабочих.
После 1945 центральные части западногерманских городов преимущественно развивались как специализированные торговые и деловые кварталы; многие улицы этих кварталов стали пешеходными зонами. Население из центральных кварталов потянулось в пригороды, города-спутники и подвергшиеся урбанизации бывшие сельские районы в зоне транспортной доступности маятниковых мигрантов. В ГДР торговые и деловые функции в центральных частях городов были выражены значительно слабее; при этом в центрах сохранились значительные жилые кварталы. Государственная политика фактически тормозила субурбанизацию; на окраинах городов велось интенсивное жилищное строительство, строились спальные микрорайоны на 50–100 тыс. жителей.
В ГДР после создания т.н. кооперативных хозяйств тоже происходил отток населения из сельских районов. Быстро росли города, возникновение которых было обязано новым индустриальным проектам. Придание ряду менее крупных городов ГДР административного статуса центров восточногерманских округов зачастую также способствовало росту населения (Потсдам, Нейбранденбург). С восстановлением в 1990 федеральных земель на месте бывших округов некоторые из этих городов стали депопулировать и терять свое прежнее значение. Так, Нейбранденбург почти полностью лишился тех функций, которые он выполнял в эпоху ГДР. Однако новые столицы восточных земель, такие, как Дрезден, Шверин и Потсдам, вернули свою былую значимость. Старые промышленные города юга Восточной Германии, такие как Хемниц (в период ГДР – Карл-Маркс-Штадт), теряли население вследствие упадка традиционных отраслей промышленности и катастрофического состояния окружающей среды.
В эмиграции из ГДР на запад прослеживаются два основных периода. Первая волна эмиграции, когда выехало около 2,6 млн. человек, пришлась на 1949–1961, после чего, с возведением Берлинской стены, поток переселенцев был остановлен. Вторая волна, когда в 1989 уехало 330 тыс. человек, последовала за распадом советского блока в Восточной Европе и в особенности за падением Берлинской стены 9 ноября 1989. ГДР покидали в основном молодые люди.
Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера — главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ — Ангела Доротея Меркель.
Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю — более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.
Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.
Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний — вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.
Имя | Срок |
---|---|
Конрад Аденауэр | 15.09.1949 — 16.10.1963 |
Людвиг Эрхард | 16.10.1963 — 01.12.1966 |
Курт Георг Кизингер | 01.12.1966 — 21.10.1969 |
Вилли Брандт | 21.10.1969 — 07.05.1974 |
Гельмут Шмидт | 16.05.1974 — 01.10.1982 |
Гельмут Коль | 01.10.1982 — 27.10.1998 |
Герхард Шрёдер | 27.10.1998 — 22.11.2005 |
Ангела Меркель | 22.11.2005 — и сейчас |
Основы конституционного права Германии
Ключевые термины и понятия
- • протестантизм
- • лютеранство
- • О. Бисмарк
- • Конституция Веймарской республики (1919 г.)
- • Основной Закон ФРГ (1949 г.)
- • канцлер
- • конструктивный вотум недоверия
- • бундестаг
- • бундесрат
В результате изучения данной главы студент должен:
- • знать
- – каким путем проходило становление государственности и конституционного строя Германии, каково было влияние на эти процессы протестантизма и Вестфальского договора;
- – где и когда был принят Основной закон страны;
- • уметь
- – охарактеризовать Конституцию Германской империи (1871 г.) и Веймарской республики (1919 г.), форму правления и форму государственного устройства;
- – дать характеристику идеологии фашизма;
- – назвать причины образования ФРГ;
- – определить структуру государственных органов ФРГ.
Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего — около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика — это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.
Германия является федеративной парламентской республикой, в которой действует конституция (Основной закон), принятая в 1949 году. Глава государства — президент — избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы — однопалатные ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами.
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто еще называют канцлерской демократией.