Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО

Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.

Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:

  • Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
  • Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
  • Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
  • Владельцы прицепов для легковых автомобилей.

В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.

Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.

Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.

Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:

  • неоформление документа;
  • езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
  • отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
  • фальшивый бланк;
  • вождение вне срока действия ОСАГО;
  • непредъявление действующей страховки;
  • просроченный страховой полис.

Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!

Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.

Разъяснение Верховного Суда РФ

Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.

Вот выдержка из данного решения:

Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.

А есть ли новый закон?

Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.

Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!

19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.

Какие ещё последствия отсутствия страховки в 2022 году?

Здесь следует отметить главную тонкость ОСАГО в 2022 году. На сегодняшний день камеры автоматической фиксации начали активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Пока данное новшество работает в экспериментальном режиме на отдельных участках дорог. Однако, в скором времени практику могут запустить по всей России.

Такое положение дел вкупе в новым штрафом за ОСАГО, если таковой введут, может существенно ударить по карману автовладельцев… Таким образом, что гораздо дешевле будет приобрести страховку, нежели практически ежедневно получать штрафы или планировать свой маршрут в обход стационарных камер фотофиксации.

Есть ещё одно гораздо более вредное последствие отсутствия страховки. Это то, ради чего, собственно, её и покупают. Ваша ответственность в случае ДТП не будет застрахована. И тогда потерпевший в ДТП будет истребовать всю сумму ущерба с вас. Причём, право требования может перейти и его страховщику в случае, если у него будет полис Каско либо расширение к ОСАГО, специально страхующее риск отсутствия полиса у виновника аварии.

Есть ли штраф с камер за езду без ОСАГО в 2022 году?

Однозначно, на данный момент времени мы можем смело заявить, что все подобные новости – фейк.

Разговоры проведения подобного рода штрафов ведутся ориентировочно с 2016 г.. Инициатива исходит от ГИБДД и российского Союза автостраховщиков. С момента первых новостей прошло почти шесть лет, в чем же камень преткновения? Сложность в реализации возникает из-за объединения обеих структур для оперативного определения водителей без страховки, ведь штраф должен приходить своевременно, а не через месяц или даже больше, когда водитель уже оформил обязательную страховку.

Как выглядит алгоритм обнаружения отсутствия полиса камеры:

  • происходит фиксация номера автомобиля;
  • по номеру машина определяется её VIN-номер в базах МВД;
  • по полученным данным поступает запрос в РСА, где и выясняется оформлен ли обязательный полис.
Читайте также:  Сильная потливость по ночам: почему происходит и как лечить

Водитель не вписан в полис, чтобы управлять автомобилем

Водитель должен быть вписан в полис страхования ОСАГО. Иногда бывают ситуации, когда человек, не вписанный в полис, садится за руль автомобиля. Если водитель не включён в перечень лиц, которым можно управлять транспортным средством по страховому полису, он нарушает правила дорожного движения, даже если владелец автомобиля сидит на соседнем сидении. Сотрудник ДПС сможет выписать штраф, если обнаружит это нарушение.

В случае, когда автомобиль продается, по правилам отводится 10 дней, чтобы можно было переоформить документы. По истечению этого срока новый водитель, который ещё не успел оформить ОСАГО, будет штрафоваться на 500 руб. В этом случае устных предупреждений быть не может.

Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО онлайн

Начиная с 2017 года, водители имеют право оформить электронный страховой полис ОСАГО. Это существенно упрощает порядок получения страховки и позволяет гражданам сэкономить свое время. Кроме того, такой вариант в 2023 году дает возможность вносить изменения в документ посредствам интернета. Это относиться и к внесению новых водителей.

Порядок действий здесь не многим отличается от обращения в офис СК. Поэтому для внесения водителя в полис ОСАГО онлайн страхователю потребуется выполнить несколько простых шагов.

  1. В первую очередь потребуется найти в интернете сайт страховой компании, в которой был оформлен документ. Сделать это не так сложно (здесь же можно найти инструкции по внесению изменений).
  2. Далее необходимо авторизоваться на сайте и войти в личный кабинет.
  3. После этого требуется собрать все необходимые документы. Страхователь через личный кабинет направляет в СК заявление и прикладывает к нему копии собранных бумаг.
  4. Следующим шагом станет внесения доплаты за внесение водителя в полис ОСАГО (в некоторых случаях вносить деньги не требуется).
  5. Когда все бумаги отправлены, а выплаты произведены, гражданин может получить новый экземпляр электронного страхового полиса.

Нововведения 2023 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.

Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:

  • После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
  • Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
  • Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
  • Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.

Как видно, внести изменения в полис в 2023 году не так сложно. Главное – собрать необходимые бумаги и подать заявление. Сделать это можно как онлайн, так и лично. При этом стоимость страховки может измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

КТ – коэффициент территорииОтсутствие документов из обязательного перечня приведет к тому, что ОСАГО не будет оформлено. Важно подготовить их заранее, чтобы избежать потери времени. Базовая ставка ОСАГО устанавливается на государственном уровне, регулируется ЦБ РФ. Планируя рассчитать стоимость ОСАГО онлайн, приходится учитывать и соблюдение ПДД водителем, на которого оформляется полис. Коэффициент бонус-малус действует для тех автовладельцев, которые готовы демонстрировать безаварийную езду в течение длительного срока.

Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2023 году

Наш Президент подписал закон об отмене обязательных технических осмотров для владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Диагностическая карта требуется только для транспортных средств старше 4 лет для постановки на учет в госавтоинспекции.

Если водитель предъявит акт осмотра транспортного средства, инспектор ГИБДД на дороге не будет проверять состояние транспортного средства. Однако обнаружение визуальных сбоев, которые могли повлиять на дорожные условия, не освобождает водителей от ответственности.

Для коммерческих автомобилей прохождение техосмотра по-прежнему является обязательным. Особенно это касается людей, которые используют свой личный транспорт для заработка, например курьеров или доставщиков пиццы. Новый законопроект, который вступит в силу после 1 марта 2023 года, будет включать в себя поправки об отмене штрафов.

Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:

  • Лицо, управляющее транспортным средством, не застраховано. Каждый водитель автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае вы даете инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема все еще работает, даже если на пассажирском месте находятся и водитель, и зарегистрированный в ОСАГО владелец.
  • Время, проведенное за рулем автомобиля, не покрывается страховкой. Например, срок действия полиса истек, и вы не продлили его вовремя.
  • В худшем случае это фиктивный страховой полис. Это преступление, наказуемое лишением свободы на срок до 6 месяцев и штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это статья 327 УК РФ («Подлог, изготовление и распространение подложных документов)
Читайте также:  При необходимости вызова экстренных служб:

Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?

Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.

Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!

Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.

Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!

Начинающие и опытные водители – как определить?

Что касается правил, то в них ничего не сказано про то, как определить начинающего и опытного водителя. Такое разделение появилось у самих страховщиков. При расчете страховой премии учитывается показатель, который зависит от возраста и стажа каждого допущенного водителя. Недавно была введена новая таблица с коэффициентами, исходя из возраста и стажа застрахованного.

Изучив ее становится ясно, что повышающий показатель установлен для тех, кто только получил удостоверение водителя и не приобрел навыки. Также повышенный показатель для водителей в возрасте от 16 до 25 лет. Получается, начинающие водители – это участники движения, которые недавно получили права и не имеют опыта управления транспортом. Опытные водители – это категория автолюбителей, которая не первый год за рулем.

Нужна ли доверенность на машину, если страховка без ограничений?

Обладатели мультидрайва нередко задаются вопросом: нужна ли водителю доверенность на право управления автомобилем? Нет, согласно установленным правилам для езды этот документ не понадобится. Выезжая на проезжую часть, водитель должен иметь при себе:

  • водительское удостоверение с соответствующей категорией;
  • полис обязательного страхования автомобиля;
  • свидетельство транспортного средства.

После принятия Постановления Правительства от 12.11.2012 № 116, это все документы, которые нужно возить с собой. Если автомобиль является собственностью предприятия, то водителю понадобится путевой лист. В нём должны содержаться сведения о ТС и о маршруте движения.

В каких случаях доверенность всё-таки нужна? Она понадобится, если кто-то действует от имени собственника в следующих случаях:

  • оформление страховки;
  • заключение сделки на покупку, мену, дарение авто;
  • постановка машины на учёт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *