Как получить лицензию на отходы: чек-лист лицензиата

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на отходы: чек-лист лицензиата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Получение лицензии на обращение с отходами – сложный многоступенчатый процесс, требующий длительной подготовки. Этот процесс предполагает сбор от 24 до 60 документов, а также прохождение различных проверок надзорными ведомствами.

Требования для получения лицензии на обращение с отходами в зависимости от вида деятельности

Лицензия на опасные отходы 1-4 класса выдается организациям и ИП, которые смогли подтвердить наличие необходимых ресурсов для работы с соблюдением требований безопасности. Можно перечислить общие требования для оформления разрешительного документа:

  • Заключенные договоры с обученным персоналом. Сотрудники должны обучиться безопасному обращению с отходами в учебном центре и иметь подтверждающие квалификацию удостоверения;
  • Получение положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной Роспотребнадзором.

Также предусмотрены специальные требования по каждому виду деятельности с промышленным мусором:

  • Для сбора отходов потребуется подтвердить наличие площадки, а также зданий и сооружений, в которых будет накапливаться мусор;
  • Для обработки потребуется иметь земельный участок, а также здания и сооружения с оборудованием для работы с мусором. Потребуется специальная техника для сортировки, разборки, очистки и других предварительных операций;
  • Для транспортировки потребуется приобрести или взять в аренду автомобили, соответствующие требованиям для перевозки. Помимо технического оснащения, они должны быть маркированы в соответствии с нормами законодательства;
  • Для утилизации потребуется объект недвижимости и специальное оборудование, с помощью которого будет проводиться переработка мусора;
  • Для обезвреживания, помимо объекта недвижимости с рабочим помещением и оборудования, потребуется положительное заключение ГЭЭ;
  • Для размещения отходов аналогично потребуется земельный участок с твердым покрытием, подготовленные к работе здания и сооружения, положительное заключение ГЭЭ.

Получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения

Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов. Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное.

Ранее мы привели ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе. Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность.

Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии

Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2021 год размер пошлины составляет:

предоставление лицензии 7500 рублей
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведениях об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности 3500 рублей
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях 750 рублей
предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе 3000 рублей
предоставление выписки из реестра лицензий в электронном виде бесплатно

Требования к соискателям

Лицензия Росприроднадзора может быть выдана любой организации, которая способна подтвердить свое соответствие санитарным, природоохранным, трудовым и другим нормативам. Для этого ей потребуется:

  • Приобрести определенное имущество – участок земли, технику, автомобили. Можно взять имущество в аренду.
  • Провести подготовительные мероприятия, которые касаются обустройства производственной площадки, найма и профессиональной подготовки сотрудников.
  • Заключить договоры с организациями, оказывающими услуги, необходимые для работы соискателя. Сюда относятся договоры на уборку, дезинфекцию, дератизацию, стирку рабочей одежды сотрудников, поставку питьевой воды, канализацию и др.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Читайте также:  За что можно получить отказ в выдаче ВНЖ

Получить лицензию на транспортировку отходов в Москве

Для гарантированного получения лицензии целесообразно обратиться в специализированную компанию. Наши специалисты проведут необходимую работу и подготовят документы, с которыми вы сможете обратиться в Росприроднадзор: лицензия на транспортировку отходов будет вам гарантированно выдана.

Обратиться в компанию Вы можете, просто оставив заявку на нашем портале и позвонив по номерам телефонов, размещенным на сайте.

  • После заполнения анкеты выполняется расчет цены лицензии.
  • Наши специалисты изучают документы, которые у вас имеются и нужны для получения лицензии; проверяют транспортные средства, на которых планируется перевозить опасные отходы, на предмет их соответствия требованиям.
  • Мы проводим работу по оборудованию транспортных средств согласно правилам, а также обучаем специалистов, если они не проходили ранее необходимое обучение.
  • Занимаемся подготовкой СЭЗ.
  • Готовим дополнительные документы, которые входят в полный пакет документации, подаваемой в Росприроднадзор для получения лицензии. Внимание! В случае форс-мажорных обстоятельств наша компания гарантирует Вам 100% возврат денежных средств.

Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ

В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.

Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.

Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.

Переоформление лицензии

Лицензия на деятельность по обращению с отходами может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:

  • Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения

  • Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

  • Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.
Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году

В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.

Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.

Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства

Минприроды России даны рекомендации Росприроднадзору при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;
  • приказ Минтранса России от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;
  • протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (COJIAC-74));
  • ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Перечень документов, необходимых для получения лицензии

Лицензирование деятельности по обращению с отходами требует на первом этапе подачи необходимых документов:

  1. Учредительные документы:
    • Решение или протокол о назначении руководителя;
    • Решение или протокол о создании;
    • Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы (при наличии);
    • Устав, учредительный договор (при наличии);
    • Свидетельство о государственной регистрации организации;
    • Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;
    • Коды Госкомстата;
    • Выписка из ЕГРЮЛ.
  2. Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу лицензии (7500 руб.)
  3. Перечень опасных отходов согласно классификатору, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
  4. Паспорта опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
  5. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами, подтверждающие профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
  6. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании:
    • объектов размещения опасных отходов,
    • производственных помещений,
    • специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
  7. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
  8. Доверенность

Процедура и сроки получения лицензии на перевозку отходов

1 Для оформления и получения лицензии нужно предъявить документы, подтверждающие:

Наличие машин с маркировкой и оборудованием (паспорта технических средств, договоры аренды и т. п.)

Квалификацию персонала для работы с отходами по каждому классу опасности (сертификаты)

Подготовку человека, назначенного ответственным за перевозку (приказ, удостоверение),

Соответствие оборудования, зданий, помещений санитарно- эпидемиологическим требованиям (СЭЗ)

2 И заполнить заявку, приложив к ней:

Список видов отходов I–IV класса опасности — с названиями и кодами по федеральному классификатору,

Квитанцию об оплате госпошлины на 7500 рублей

Получить консультацию

Список кажется небольшим. Особенно, если у вас компактная организация с парой машин и минимумом сотрудников в штате. Однако уже при подробном рассмотрении оказывается, что почти по каждому пункту нужно дополнительно собирать документы, заключать договора или ждать согласования.

Например, пункт о наличии машин для перевозки требует предоставить ПТС или договор аренды и подтверждения, что машины:

  • правильно маркированы согласно ПДД, Правилам перевозки опасных грузов любых классов опасности и ГОСТ, информационные таблички содержат данные о классе опасности перевозимых отходов, КЭМ — код экстренных мер по обращению отходами в случае аварии, № ООН — международный код опасного вещества, наклеены в нужном месте и имеют строго утвержденный размер.
  • оборудованы для перевозки ТБО исправными механизмами, контейнерами, огнетушителями и т. д.
Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

Получение СЭЗ вообще требует подачи отдельной заявки, а на прохождение комиссии и согласование уйдет не менее 15 дней. Чтобы подать этот комплект документов нужно сначала собрать все договора на техническое обслуживание, мойку, дезинфекцию машины для перевозки мусора, причем подрядчики должны иметь сертификаты и разрешения на оказание таких услуг.

Что изменилось в 2021 году в лицензировании сбора и транспортировки опасных отходов?

В Законодательстве о лицензировании данного вида деятельности появилось новое определение термина «Сбор отходов»

.
Теперь под сбором отходов понимается деятельность по сбору отходов 1-4 классов опасности в целях их дальнейших:

  • Обработки;
  • Утилизации;
  • Обезвреживания;
  • Размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение.
Старая редакция ФЗ № 89 Новая редакция ФЗ № 89
«Сбор отходов»
— прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
«Сбор отходов»
— прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!

С целью исключения избыточных требований и введения запрета на дополнительную необоснованную нагрузку на бизнес продолжается большая нормотворческая работа по актуализации природоохранного законодательства. Гармонизация законодательства — долгий и кропотливый процесс, апогеем которого должен стать четкий механизм работы всех нормативных правовых актов. Тем не менее во вновь разрабатываемых документах еще встречается отсутствие логики и причинно-следственных связей.

Наглядным примером может служить проблема обращения с отходами. Сначала из всех отходов производства и потребления выделили твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), которые образуются, как выяснилось, не только в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, но и в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Управление ТКО поручено региональным операторам.

Хозяйствующие субъекты до сих пор недоумевают, для чего отходы предприятия делить на ТКО и не ТКО, складировать в разные контейнеры, а затем разными транспортными компаниями вывозить на один и тот же полигон для захоронения, но это совсем другая история.

Положительные результаты деятельности региональных операторов пока не очевидны.

Например, еще не очищены территории от несанкционированных свалок, а новые продолжают появляться, лесопосадки завалены отходами, вблизи возведения коттеджных поселков сваливаются строительные отходы и др.

Несмотря на это, реформирование в области обращения с отходами продолжается.

Так, обращение с отходами I–II классов опасности теперь является зоной ответственности федерального оператора, не оставлены без внимания товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, за утилизацию которых отвечает их производитель. И это еще не все! С большой долей вероятности не будут оставлены без внимания и промышленные отходы III–V классов опасности, составляющие значительную часть от всех образующихся в Российской Федерации отходов: для управления такими отходами должен быть определен еще один федеральный оператор.

Как хозяйствующему субъекту разобраться, кому, когда и какие отходы передавать, с каким именно оператором заключать договор, наличие какой лицензии запрашивать, какие документы оформлять, чтобы не нарушать природоохранное законодательство? Ведь в конечном итоге ответственность за отходы, возникающие в процессе деятельности предприятия, несет их образователь.

Может быть, посредством «регуляторной гильотины» будет внесена ясность в работу государственных органов и упразднена часть административных барьеров? Вряд ли. К огромному сожалению, следует признать, что чем больше улучшающих изменений вносится в документ, тем хуже он становится.

Лицензия для ведения деятельности по обработке и утилизации отходов

Согласно ст. 9 закона № 89-ФЗ деятельность по обработке (переработке) и утилизации отходов подлежит лицензированию.

Лицензия выдается Росприроднадзором при соблюдении лицензионных требований, указанных в п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ «О лицензировании…» от 03.10.2015 № 1062:

  1. Для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов у заявителя должно быть какое-либо помещение (объект размещения отходов), где будут проводиться заявленные работы.
  2. Для обработки, утилизации, обезвреживания отходов у заявителя должны быть спецоборудование и техника.
  3. Для допуска к выполнению всех видов работ с отходами заявитель должен проконтролировать наличие у его работников свидетельства, подтверждающего прохождение ими профподготовки. Если соискатель лицензии — ИП, такое свидетельство должно быть и у него самого.

Лицензия может быть выдана на один (любой) или несколько видов деятельности по обращению с отходами.

Важно! При наличии лицензии на хранение и переработку лома черных и цветных металлов получение дополнительной лицензии на обращение с отходами ври ведении данных видов деятельности не нужно (письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160).

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в территориальный отдел Росприроднадзора:

  • с заполненным заявлением, форма которого утверждена приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132;
  • документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 45 рабочих дней. При положительном ответе заявителю отправляется лицензия, а информация об этом заносится в реестр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *