Формы собственности в России: все о видах частного и общественного имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы собственности в России: все о видах частного и общественного имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.

Принцип раздельности имущества РФ

Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.

Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.

Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.

Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.

Всего для классификатора утверждено 3 изменения, в списке показаны последние 2.

  • В — включение в классификатор записей с новыми кодами
  • А — аннулирование записей в классификаторе
  • И — изменение записей классификатора без изменения кодов
  • ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер Дата приказа Введение в действие Действия
3/2022 26.07.2022 01.09.2022 И
2/2009 23.10.2009 01.01.2010 В И ИР

Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов

Код Наименование
10 Российская собственность
11 Государственная собственность
12 Федеральная собственность
13 Собственность субъектов Российской Федерации
14 Муниципальная собственность
15 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
16 Частная собственность
17 Смешанная российская собственность
18 Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей
19 Собственность потребительской кооперации
20 Иностранная собственность
21 Собственность международных организации
22 Собственность иностранных государств
23 Собственность иностранных юридических лиц
24 Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства
27 Смешанная иностранная собственность
30 Совместная российская и иностранная собственность
31 Совместная федеральная и иностранная собственность
32 Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность
34 Совместная частная и иностранная собственность
35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность
40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности
41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности
42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации
49 Иная смешанная российская собственность
50 Собственность благотворительных организаций
51 Собственность политических общественных объединений
52 Собственность профессиональных союзов
53 Собственность общественных объединений
54 Собственность религиозных объединений
61 Собственность государственных корпораций

Процесс разгосударствления

Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.

Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.

Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.

Основные способы разгосударствления:

  • либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
  • коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
  • стимулирование создания смешанных предприятий,
  • денационализация.
Читайте также:  Обязательная выписка СНТ с 2023 года. Изменен перечень товаров

Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.

Правоустанавливающие документы на квартиру

В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.

Свидетельство содержит следующую информацию:

  • номер и серия документа,
  • если копия: отметка о дубликате,
  • сведения о владельце квартиры,
  • данные о жилье: адрес, площадь и номер,
  • кадастровый номер недвижимости,
  • наименование правоустанавливающего документа.

Подобного свидетельства может не быть у граждан, которые приобретали жилье до 2000 года. В это время их не выдавали, однако у владельцев могут иметься другие документы, подтверждающие право владения.

Перечень прочих документов:

  • договор передачи жилья в личное имущество,
  • соглашение о купле-продаже,
  • свидетельство о правах на наследство,
  • договор дарения,
  • соглашение ренты,
  • договор долевого участия.

Документом о подтверждении права может считаться и брачный договор, который вступает в силу во время раздела имущества. Для получения права на имущество необходимо дождаться решения суда.

Возникновение федеральной собственности

Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:

  • Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
  • Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.

Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.

Определение права собственности содержится в Гражданском Кодексе РФ. Согласно статье 209, это право «беспрепятственно распоряжаться, владеть и пользоваться собственным имуществом». Относится оно, конечно, далеко не только к недвижимости.

В общем их всего три – государственная, муниципальная и частная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на пять видов: индивидуальная, коллективная, долевая, общая долевая и общая совместная. И, разумеется, у каждого вида собственности есть свои особенности и определение в законе.

Теория эффективного и рационального распределения ресурсов

В соответствии с теорией рационального распределения ресурсов, объясняя критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выставляет конкретное требование: преобразование собственности посредством перемещения средств и ресурсов из одного сектора в другой представляется возможным и экономически выгодно только при потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньшей, чем дополнительные выгоды в государственном секторе. Иными словами, преобразование частной собственности в общественную имеет смысл только тогда, когда это станет причиной роста производительности ресурсов.

Таким образом, данный экономический критерий с некоторыми уточнениями носит вполне универсальный характер и применяется ко всем формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако решения о преобразованиях собственности в переходной экономике, исходя из существующего опыта, могут быть продиктованы некоторыми другими обстоятельствами, к примеру, политическими, избранным вариантом преобразование, интересами теневого бизнеса или криминального мира. Всё это может оказать серьёзное влияние на выработку рациональных экономических решений.

В этой связи необходимо уточнить, что важно принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. По этой же причине возникают проблемы, связанные с взвешиванием краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Решить подобные проблемы можно с помощью особых экономических расчётов. Таким образом, можно утверждать, что тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе, а также в каждом отдельно взятом случае.

Больше всего (на 30%)сократилось количество компаний, акции которых находятся в федеральной собственности — с 1557 в начале 2016-го до 1084 к 2019 году. Число акционерных обществ с участием государства на уровне 25–50% сократилось вдвое, а тех, где государство владеет контрольным пакетом акций, — почти на 46%. Меньше всего (на 13,6%) сократилось количество компаний, в которых государство владеет «золотой акцией», то есть имеет специальное право на участие в управлении.

Читайте также:  Трудовой договор с иностранцем в 2023 году

При этом число унитарных предприятий сократилось на 39% с 2016 по 2019 годы. Как сообщила РБК пресс-служба Росимущества, количество ФГУПов сократилось на 1104 — до 700 предприятий на 1 января 2019 года. Кроме того, в программу приватизации на 2017–2019 годы включено 254 ФГУПа. На сегодняшний день 52 из них уже преобразовано в АО или ООО, а еще 116 приватизировать невозможно, поскольку они находятся в процессе ликвидации, банкротства, реорганизации в форме присоединения.

В целом же эту ситуацию можно охарактеризовать как «шаг назад после двух шагов вперед». Дело в том, что по данным ФНС, с 2013 по 2016 годы общее количество ФГУПов и МУПов увеличилось вдвое — с 11 тыс. до 23 тысяч. А сокращать их начали после того как Президент России дал поручение провести масштабную реформу государственного сектора экономики, а снижение числа унитарных предприятий было записано в число задач Национального плана развития конкуренции до 2020 года.

И с логикой этого решения трудно спорить. Ведь работая в сферах с развитой конкуренцией, значительная часть унитарных предприятий не подчиняется жестким требованиям о контрактной системе в госзакупках, «завязана» на бюджетное финансирование. А отсутствие корпоративного контроля и «гарантированный» спрос приводят к тому, что производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов.

Правительство и Федеральная антимонопольная служба считают, что унитарные предприятия на конкурентных рынках должны быть ликвидированы или реорганизованы, а оставить нужно лишь естественные монополии и унитарные предприятия в сфере обороны и безопасности. Уже рассматривается соответствующий законопроект, против которого выступают регионы и Совет Федерации. Они предлагают продлить переходный период с 2021 до 2023 года и оставить коммунальные унитарные предприятия в районах Крайнего Севера (там, где они являются единственными исполнителями коммунальных услуг), а также в сфере культуры и искусства.

Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов

Код Наименование
10 Российская собственность
11 Государственная собственность
12 Федеральная собственность
13 Собственность субъектов Российской Федерации
14 Муниципальная собственность
15 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
16 Частная собственность
17 Смешанная российская собственность
18 Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей
19 Собственность потребительской кооперации
20 Иностранная собственность
21 Собственность международных организации
22 Собственность иностранных государств
23 Собственность иностранных юридических лиц
24 Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства
27 Смешанная иностранная собственность
30 Совместная российская и иностранная собственность
31 Совместная федеральная и иностранная собственность
32 Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность
34 Совместная частная и иностранная собственность
35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность
40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности
41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности
42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации
49 Иная смешанная российская собственность
50 Собственность благотворительных организаций
51 Собственность политических общественных объединений
52 Собственность профессиональных союзов
53 Собственность общественных объединений
54 Собственность религиозных объединений
61 Собственность государственных корпораций

Государственная собственность

Государственная собственность отличается от предыдущих тем, что имеет абсолютные права собственности, которые сосредоточены не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института политической и экономической власти. Государство представляет собой верховного распорядителя имущества. Государство назначает менеджеров, которые в свою очередь управляют производством. Специфическая особенность собственности государственных предприятий заключается в том, что их имущество не может быть поделено на доли и не может быть персонифицировано у отдельных участников экономического процесса. Именно по этой причине государственная собственность считается унитарной.

Читайте также:  Узнать владельца по госномеру машины и VIN

У государственной собственности выделяют различные формы, которые она может принимать, к примеру, унитарное предприятие или акционерное общество. В любом случае исключительно государство может принимать решения относительно судьбы объекта своей собственности.

Изменение структуры собственности Российской Федерации

В качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности большинства развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов [1] .

Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

Организации по формам собственности *

Форма собственности Количество организаций
Частная собственность 58757 87,8636%
Собственность субъектов Российской Федерации 6153 9,2010%
Федеральная собственность 725 1,0841%
Совместная частная и иностранная собственность 290 0,4337%
Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства 233 0,3484%
Муниципальная собственность 226 0,3380%
Иная смешанная российская собственность 104 0,1555%
Собственность профессиональных союзов 102 0,1525%
Собственность иностранных юридических лиц 92 0,1376%
Собственность общественных объединений 54 0,0808%
Собственность благотворительных организаций 35 0,0523%
Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации 26 0,0389%
Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности 26 0,0389%
Нет данных 23 0,0344%
Собственность потребительской кооперации 7 0,0105%
Собственность религиозных объединений 6 0,0090%
Собственность иностранных государств 5 0,0075%
Смешанная иностранная собственность 3 0,0045%
Собственность государственных корпораций 2 0,0030%
Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации 2 0,0030%
Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность 1 0,0015%
Совместная федеральная и иностранная собственность 1 0,0015%
66 873

Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

Формы и виды государственной собственности на землю в РФ в 2021 году

Во времена существования СССР единственно допустимым вариантом владения наделами устанавливалась собственность государства. По этой причине проводить анализ собственности не было целесообразным. В настоящее время Конституция гласит, что имеется несколько видов владения относительно ЗУ.

Указывается, что земли могут принадлежать частным лицам, организациям либо государству. Также имеются муниципальная и публичная формы владения, и допускается смешанный вид. Правами владения недвижимостью могут обладать лица, состоящие в брачных отношениях, также члены товариществ и хозяйств крестьянского назначения.

В гражданском и земельном законодательстве указываются особенности, присущие процедуре оформления прав относительно надела, для организаций.

Указывается, что такой собственник наделяется не только правомочиями собственности, а также разрешается осуществление им деятельности, носящей хозяйственную направленность. Владелец имеет возможность владеть наделом, также осуществлять действия, направленные на его отчуждение в порядке, закрепленном в законодательстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *