3. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на добавленную стоимость

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на добавленную стоимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Объект налогообложения НДС:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;

  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;

  • ввоз товаров на территорию РФ.

НДС — «молодой» налог, стал применяться лишь в XX веке, хотя большинство действующих сегодня налогов были введены в практику на целое столетие ранее. Для сравнения, земельный налог и акцизы были известны еще с древних времен.

НДС относится к группе косвенных налогов, которые появляются, когда возрастают потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Первой формой косвенных налогов стали акцизы, но они взимаются с отдельных видов товаров, а обложению НДС подлежат все товары.

В период Первой мировой войны остро не хватало средств, военные расходы были огромными. Тогда и появился сходный с НДС налог с продаж, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Это вызвало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Как следствие, после войны этот налог был упразднен.

Но в период Второй мировой войны налог с продаж был введен вновь. Государственный бюджет был обескровлен, требовались дополнительные источники пополнения доходов.

Налог с продаж претерпел некоторые изменения:

  • стал взиматься однократно, что не так сильно замедляло оборот капитала, а поступление налога в бюджет происходило более быстрыми темпами;
  • стал взиматься, как правило, на стадии розничной торговли.

Что облагается налогом

Объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.

Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
  • оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
  • учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • реорганизация организаций (ст. 162.1).

Порядок определения налоговой базы по НДС

При определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость следует помнить, что к различным операциям могут применяться различные ставки налога. Если при реализации товаров (работ, услуг) применяются разные ставки налога на добавленную стоимость, то налоговая база определяется раздельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Если же при реализации используется одна ставка для всех операций, то налоговая база определяется суммированием всех операций.

Таким образом, предприятиям необходимо организовать раздельный учет операций, связанных с формированием налоговых баз, облагаемых по разным налоговым ставкам.

Стоит также отметить, что формирование налоговой базы зависит от видов объектов налогообложения. Выделяют четыре объекта налогообложения:

  • 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (выполнение, оказание), а также передача имущественных прав. Налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 153-158 НК РФ. При этом учитываются как денежные расчеты, так и расчеты в натуральной форме (включая расчеты ценными бумагами). Расчеты в натуральной форме и с использованием ценных бумаг учитываются в той мере, в какой их возможно оценить;
  • 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
  • 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В обоих случаях налоговая база определяется в соответствии со ст. 159 НК РФ;
  • 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 160 НК РФ и согласно таможенному законодательству РФ.
Читайте также:  Пересдача ПДД после лишения прав в 2023 году

Понятие «рыночных» цен в расчете налоговой базы

При расчете НБ обычно учитывается цена продукции, которая была установлена участниками сделки. Налоговыми органами предполагается соответствие указанной цены рыночному уровню цен (в случае, если ФНС не доказала обратное). Рыночная цена трактуется как та, что сложилась во время взаимодействия спроса и предложения в сфере идентичных (или хотя бы однородных) товаров в близкой экономической ситуации.

В некоторых случаях налоговая инспекция вправе проверить допустимость применения цен. Подобное возможно, если сделки были проведены:

  • между лицами, зависимыми друг от друга;
  • с использованием бартера (товарообмена);
  • по внешнеторговому направлению;
  • с отклонением заявленных цен более чем на 20% от «рыночных» (как при завышении, так и при занижении цены)

Освобождение от налогообложения

НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (операции) и определенные плательщики освобождаются от исчисления и уплаты налога. Они относятся к категории льготируемых.

Однако льготируемые обороты подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Реализация объектов на территории РБ

Освобождаемые объекты

Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах. Освобождаются обороты по реализации:

– медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), перечисленных в НК;

– ветеринарных мероприятий, перечисленных в НК;

– услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– услуг по подготовке спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– услуг, связанных с организацией похорон, перечисленных в НК, а также надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению;

– товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (численность инвалидов в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период);

– товаров магазинами беспошлинной торговли;

– услуг, оказываемых физлицам по доставке пенсий и других соцвыплат и по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;

– оказываемых физлицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– объектов жилфонда, работ по строительству и ремонту объектов жилфонда, гаражей и автостоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом;

– услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);

– физлицам услуг в области фотографии, парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, предметов личного пользования;

– иные обороты.

Обращаем внимание, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Беларуси или за ее пределами, а для этого необходимо определить место реализации объектов.

Во взаимной торговле работами (услугами), имущественными правами с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, с иными странами – согласно положениям ст. 117 НК.

Взимание косвенных налогов (в т.ч. НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с государствами – членами ЕАЭС осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.

Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:

– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;

– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;

– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС(Подписан в г. Астане 29.05.2014).

В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.

Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).

При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.

1.1 Понятие и экономическая сущность налога на добавленную стоимость

налог добавленная стоимость

Налог на добавленную стоимость относится к федеральным косвенным налогам, который с 1 января 2001 г. взимается на основании главы 21 НК РФ. Глава 21 НК РФ применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 были утверждены Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость, являясь одним из видов косвенных налогов на товары, работы и услуги, влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге налогооблагаемая база для НДС составляет разницу между ценой реализации продукции и ценой покупных материальных ценностей.

Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. Вместе с тем в некоторых случаях НДС приобретает признаки прямого налога:

Читайте также:  Процедура смены имени в паспорте в 2023 (по собственному желанию)

при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления;

при налогообложении строительства, выполняемого хозяйственным способом.

Например, при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства, — обороты по реализации являются объектом обложения НДС, поскольку предприятие не продает произведенные товары (работы, услуги) и, следовательно, не перекладывает сумму налога на покупателя, а уплачивает НДС за счет собственной прибыли. НДС в описанной ситуации приобретает форму прямого налога. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. — М: Финансы и статистика, 2005 г., — 464 с.

Изобретение налога на добавленную стоимость принадлежит М.Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия и доказал, что новый налог способен заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Но еще долгие годы он в «чистом» виде не действовал ни в одном государстве.

В 1958г. НДС был введен во Франции, и с этого времени его распространение приняло интенсивный характер. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 195г. о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения, то есть стремление к выравниванию ставок и унификации налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЮС. Шестая директива Совета ЮС от 17 мая 1997 г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Это очень важно, так как отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран — членов Европейского Сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По данным ОЭСР, по состоянию на июнь 1992 г. НДС применялся в 82 странах мира.

Кроме всех европейских стран, он также функционирует в Латинской Америке, Турции, Индонезии. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

С повсеместным введением налога на добавленную стоимость существенно изменилась и структура налогов на потребление. Так, если в 1985 г. в составе налогов на потребление около 80 % составляли акцизы на спиртные напитки, табачные изделия и нефтепродукты, то к 1995 г. во всех странах ОЭСР доля поступлений от НДС в ВВП выросла и была выше, чем доля доходов от прочих разновидностей налогов на потребление. Это свидетельствует о том, что НДС является потенциально более эффективным источником доходов государства, чем другие разновидности налогов.

Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным событием налоговой политики в 70—80-е гг. История не знает другого примера, когда налог так быстро перешел бы из области теории в практику и занял среди налогов на потребление доминирующее положение в бюджете большинства стран мира. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем 42-х государств, в том числе 17-ти европейских стран—членов ОЭСР. На долю этого налога приходится в среднем 13,8 % налоговых поступлений бюджетов стран и 5,5 % ВВП.

Широкое распространение и длительное функционирование налога на добавленную стоимость свидетельствуют о том, что он соответствует требованиям рыночной экономики. Его появлению способствовали:

во-первых, недостатки существовавших налогов (чрезмерная тяжесть прямых налогов, значительные масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров);

во-вторых, надежда на увеличение доходов благодаря расширению налоговой базы, а также стремление к повышению эффективности налогообложения;

в-третьих, намерение создать новую налоговую систему, отвечающую требованиям и стандартным ЕС и современному уровню экономического развития;

в-четвертых, он позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью современной техники и налаженной системы документооборота. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 352с.

Кроме того, НДС прост при взимании, носит всеобщий характер, обеспечивает крупные, регулярные и повсеместные поступления доходов в бюджет. Он стимулирует рост производственного накопления, упрощает контроль за сроками продвижения товаров и их качеством, снижает издержки производства и ускоряет реализацию продукции.

Новый налог выгодно отличается от ранее действовавших тем, что он более эффективен, чем, например, налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях. НДС менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога распределяется по всей цепи товарооборота, чем достигается равное положение всех участников рынка. Наконец, это более простая форма обложения: для всех налогоплательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории страны. . Губкевич Т.В. Налоги в схемах Учебное пособие. — И.: Маршрут, 2007. — 174с.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992г., который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В моделях западных экономических систем налог на добавленную стоимость выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

систематизация доходов.

Основная функция НДС — фискальная. В среднем НДС формирует 13,5 % доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.

Момент определения налоговой базы по НДС

Исходя из вышеперечисленных положений для полноты исчисления сумм налога необходимо точно установить момент определения налоговой базы. Вопрос установления момента определения налоговой базы является не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Действительно, а что же должно считаться моментом определения налоговой базы? Является ли моментом определения налоговой базы, например, день отгрузки продукции потребителю или отправки ему соответствующих платежных документов либо день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия? А как установить момент определения налоговой базы, если осуществляется товарообменная операция или происходит безвозмездная передача товара, работы и услуги? На эти и другие вопросы российское законодательство должно давать и дает четкие и недвусмысленные ответы.

В соответствии с действовавшим с начала создания российской налоговой системы законодательством предприятие само выбирало свою учетную политику, в которой момент определения налоговой базы мог им устанавливаться или как день оплаты отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, т.е. день поступления денег на расчетный счет либо в кассу предприятия, или же как день отгрузки (передачи права собственности) товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Читайте также:  авто с киргизскими номерами в россии можно ездить россиянам

Начиная с 2006 г. моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • 1) день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг или имущественных прав;
  • 2) день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.

Таким образом, практически для всех налогоплательщиков моментом определения налоговой базы и, следовательно, возникновения обязательства по уплате НДС стала дата отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.

При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется согласно п.2 ст.159 НК РФ как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, то есть в налоговую базу включаются, в частности, стоимость материалов, использованных при выполнении СМР, расходы на оплату труда работников (включая единый социальный налог и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), занятых на СМР, амортизационные отчисления по оборудованию, использованному в процессе СМР. Если затраты налогоплательщика на приобретение оборудования входят в сметную стоимость строительства, то стоимость оборудования также включается в налоговую базу для исчисления НДС.

Момент определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. При этом дата принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта определяется с учетом положений абз.2 п.2 ст.259 НК РФ. Вычеты сумм налога, уплаченного поставщикам (подрядчикам) по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при проведении капитального строительства, производятся также по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта с учетом положений абз.2 п.2 ст.259 НК РФ.

Если между продавцом и покупателем имеется взаимная задолженность, то на основании ст.410 ГК РФ обязательство может быть прекращено посредством проведения зачета.

Согласно ст.410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Однородность требований устанавливается предметом обязательств (денежные обязательства могут быть заменены на денежные, имущественные — на имущественные и т.д.).

Зачет требований производится по сумме меньшего из них. В связи с этим если размеры встречных требований различны, то зачет между сторонами может быть произведен на одну и ту же сумму, соответствующую сумме меньшего требования. Обязательство же, по которому предъявлено большее требование, в оставшейся (не полностью зачтенной) части сохраняет свою первоначальную силу.

Зачет взаимных требований производится на основании акта взаимозачета, подписанного его участниками.

Как определяется налоговая база по НДС

Налоговая база по НДС — это совокупная стоимость по всем операциям продажи и авансам, полученным от покупателей.

В соответствии с НК РФ, существуют несколько видов объектов, подлежащих обложению НДС:

  • операции реализации, в том числе, безвозмездные, производимые на территории РФ;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • передача продукции, товаров, имущественных прав на территории России;
  • операции на основе комиссионных, агентских и поручительских договоров;
  • ввоз товаров на территорию страны, и др.

В базу для НДС включаются:

  • стоимость товара по рыночной цене;
  • сумма полученных авансов.

Понятие рыночной цены означает, что его цена должна соответствовать «вилке» цен на идентичные товары. Чаще всего, указанная в договоре цена по умолчанию считается рыночной.

Особенности определения налоговой базы

В зависимости от вида деятельности организации, существуют нюансы в формировании налоговой базы по НДС.

Для компаний, занимающихся продажей покупных товаров, налоговую базу НДС по операциям подлежащим налогообложению можно определить по формуле:

У предприятий, реализующих товары собственного производства, схема усложняется за счет возникновения затрат на покупку сырья, расходные материалы и т. д. Здесь возникают вычеты НДС по приобретению у поставщиков, уменьшающие базу налогообложения.

При раздельном учете НДС, то есть при облагаемых и необлагаемых операциях и (или) применении различных ставок налога, налоговая база формируется отдельно по каждому виду операций, относящихся к определенной категории.

Для СМР и работ для собственного пользования налоговой базой считается совокупная стоимость всех работ и товаров. Обязательное условие при этом — расходы на собственные нужны не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в качестве базы для расчета налога принимается:

  • таможенная стоимость ввозимых товаров. Определяется в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ;
  • таможенные пошлины;
  • акцизы для подакцизных товаров.

В случае проведения операций в пользу третьих лиц, к которым относятся операции по агентским, комиссионным и договорам поручительства, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода в виде агентских вознаграждений, дополнительного дохода, превышения возмещения затрат над фактическими, и т. д.

Момент и порядок определения налоговой базы при расчете НДС

Перечень видов операций и соответствующих им моментов определения налоговой базы в соответствии со статьей 167 НК РФ приведен в таблице:

Виды операций Момент определения налоговой базы
Отгрузка (передача) товаров (работ, услуг), имущественных правлибооплата (частичная оплата в счет предстоящих поставок) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (если ниже не предусмотрено иное).*Передача права собственности в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, приравнивается к его отгрузке. Наиболее ранняя из дат соответственно отгрузки или оплаты *Применяется также для налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ
Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства День реализации складского свидетельства
Передача имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 НК РФ День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства
Передача имущественных прав в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 155 НК РФ День уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником
Передача имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 155 НК РФ День передачи имущественных прав
Реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ1
Исключение судна из Российского международного реестра судов День внесения соответствующей записи в указанный реестр2
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления Последнее число каждого налогового периода
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, признаваемая объектом налогообложения День совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг)

1За исключением ситуаций, указанных в п.9 статьи 167 НК РФ.

2За исключением ситуаций, указанных в п.9.1 статьи 167 НК РФ.

В случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, оплаты этих товаров (работ, услуг) или аванса, он вправе устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (работ, услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *