Не остановился по требованию инспектора – чем это грозит в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не остановился по требованию инспектора – чем это грозит в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.

Если быстро остановиться, проблем быть не должно

На то, что большое значение для водителя играют все обстоятельства дела указала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш. Если автомобилист проехал 200-300 метров и остановился, поняв свою ошибку, это, по ее мнению, не должно повлечь за собой никаких последствий кроме устного замечания.

«Если же водитель вместо остановки нажмет на газ и попытается скрыться, нарушителю могут предъявить более серьезное обвинение. К нему может быть применены санкции по ч. 1 ст.19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» — это штраф от 2-4 тыс. руб., арест до 15 суток или обязательные работы от 40 до 120 часов. При оказании сопротивлении со стороны водителя, правоохранители могут заблокировать автомобиль, а в исключительных случаях — применить силу», — предупредила Талаш.

Читайте также:  Образец Устава Общества с ограниченной ответственностью 2023 года

Документы, которые проверяются при остановке автомобиля

Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.11 ПДД:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

Если не согласен с действиями сотрудника ГИБДД

Работа полицейских регламентируется Административным регламентом МВД, в пункте 22 которого детально прописано, что сотруднику следует подавать сигналы участникам дорожного движения максимально понятно и чётко.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

Таким образом водитель имеет возможность доказать, что подача сигнала была произведена недостаточно разборчиво в следующих случаях:

  • сотрудник ДПС слишком поздно принял решение остановить движущееся транспортное средство и попросту не успел занять удачную позицию возле дороги, в поэтому не был замечен;
  • инспектору не удалось выделить точным сигналом автомобиль из потока;
  • имеются свидетели сложившейся ситуации или запись видеорегистратора;
  • жест остановки не соответствовал установленному ПДД порядку;
  • ситуация произошла ночью, инспектор был без светоотражающей формы и/или его жезл не светился.

Также помните, что число стражей порядка на дорогах в разы меньше числа транспортных средств, потому вероятность остановки именно вашей машины крайне мала.

Ситуации, когда не остановка правомерна

В некоторых случаях непослушание водителя будет принято как необходимая мера. В любом случае лучше записать требования инспекторов, по какой причине была произведена остановка машины. Данные можно использовать в суде, для опровержения несправедливых или несвоевременных требований.

Требования могут быть не замечены водителем в следующих случаях:

  • водитель не выполнил остановку, если в данный момент совершал опасный и сложный маневр;
  • сигнал был показан позже или несвоевременно;
  • приказ был нечётким, неясным, требование было поздно показано.
Читайте также:  Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Кроме того инспектору запрещается задерживать автомобили в тоннеле, на мосту или любом другом месте, которое противоречит требованиям дорожного движения. Если инспектор заставляет выполнить данное действие, то водителю придётся совершить манёвр и остановиться на том участке дороги, где это разрешено правилами дорожного движения. Остановить машину в запрещённом месте инспектор ГИБДД имеет право, если хочет предотвратить преступление или остановить нарушителя, если тот нарушает закон.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать следующие выводы, что разрешается ослушаться инспектора ГИБДД и проехать дальше, если:

  • действия сотрудника были совершены с опозданием, водитель просто его не заметил;
  • действия сотрудника непонятны в потоке машин, неясно на какую именно он показал;
  • остановка производится с нарушением регламента;
  • сотрудник одет неправильно в ночное время: нет формы со светоотражателями, жезл не видно;
  • одетая на сотруднике форма не соответствует нормам.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

Также следует учитывать, что у водителя могут быть объективные причины не останавливаться.

Рассмотрим их ниже:

  • На трассе, где произошла ситуация, было слишком темно. На неосвещенных участках дороги лучше не рисковать и не останавливаться, даже если на первый взгляд кажется, что остановка происходит представителями службы ГИБДД. Мошенники и преступники могут маскироваться под сотрудников полиции. После остановки автомобиля водитель может стать их жертвой;
  • Автовладелец решил не останавливаться, так как это было бы грубым нарушением правил дорожного движения. Как известно, на трассах присутствуют такие участки, на которых остановка строго запрещена (например, железнодорожные переезды и тому подобное). В таком случае водитель имеет право проигнорировать требование сотрудника ГИБДД, чтобы не создать почву для аварийных ситуаций на дороге.

На самом деле, причин не остановки человека по требованию представителя дорожной службы, достаточно мало. Но если они действительно объективны, суд обязательно примет их во внимание и сочтет это смягчающим обстоятельством.

Стоит ли возвращаться к сотрудникам, если уже проехал

Александр Торвард, автоюрист

Иногда водитель может не заметить, что инспектор подал сигнал остановиться и проезжает дальше. Инспектор, скорее всего, не станет вас догонять, если не заподозрит в угоне или пьяной езде. Можно не возвращаться.

Могу привести случай из практики. Мужчина ехал по незнакомой дороге ночью. Ему подал знак остановиться человек, похожий формой на сотрудника ГИБДД, но жезла в руке и мигалки на крыше авто не было. Мужчина испугался за свою жизнь и не стал останавливаться. Оказалось, что это были настоящие сотрудники ГИБДД, и выписали они ему настоящий штраф. Позже в суде мужчина объяснил, почему не стал останавливаться. Суд принял во внимание его объяснение и штраф отменил. В таких случаях действительно лучше не останавливаться и не возвращаться — ради собственной безопасности.

Читайте также:  Пенсионерам дадут хорошую скидку в магазинах с 3 марта

Кто, как и на каких основаниях может остановить ТС

Важно всегда помнить, что сотрудники ГИБДД наделены всеми необходимыми правами для того, чтобы остановить ваш автомобиль.

А могут ли потребовать от вас остановить транспортное средство обычные полицейские? Однозначно да, поскольку они обладают широкими полномочиями, позволяющими регулировать движение на дорогах (п. 1. Гл.2. ПДД).

Правила остановки ТС инспектором ДПС, смотрите видео:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп, в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Осуществляется остановка, как правило, с использованием ручного или стационарного громкоговорителя, жестом руки, либо жезлом.

Инспектору следует чётко указать на выбранное транспортное средство, выделив его из автомобильного потока, одновременно с этим подать сигнал свистком и направить его к обочине. Водитель, в свою очередь, обязан покинуть трассу, остановившись в указанном месте.

Кто из полицейских имеет право остановить ТС?

Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.

Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *