Звукорежиссура и ее творческие направления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Звукорежиссура и ее творческие направления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.

Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.

Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.

Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.

Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.

В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.

Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.

В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.

Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.

В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.

Читайте также:  Особенности налогообложения премий работников

Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.

Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.

Какое должно быть образование

Кстати, об учебе: для постоянной работы с серьезными студиями, концертными и киностудиями оно обязательно. Начать (с младших должностей) можно с квалификацией техника (среднее профессиональное образование). Но если вам интересно карьерное развитие, то обучение на звукооператора в Москве следует продолжить. У нас это можно сделать на факультете Театра, кино и телевидения (бакалавриат, специальность музыкальной звукорежиссуры). Что это даст:

  • музыкальную грамотность;
  • тренированный слух;
  • навыки электротехника, акустика;
  • владение современными технологиями обработки звука (микширование, маршрутизация, мониторинг, мастеринг);
  • умение пользоваться профессиональной аппаратурой, программными инструментами;
  • комплексную подготовку, практику концертных записей, участие в закрытых студийных мероприятиях;
  • общую музыкальную подготовку.

Здесь вы научитесь понимать свойства звучания, оперировать акустическими возможностями помещений, чувствовать музыкальные инструменты, формировать качественные продукты, удобные для восприятия слушателем.

Что должен знать и уметь звукорежиссёр?

  • Требования к звукорежиссёрам:
  • Работа в Pro Tools
  • Работа со студийным оборудованием
  • Частотная обработка
  • Звукозапись
  • Работа с MIDI-контроллерами
  • Мастеринг под винил и кассеты
  • Запись голоса и инструментов
  • Динамическая обработка
  • Мастеринг треков под разные стриминговые сервисы
  • Подбор оборудования
  • Пространственная обработка

Особенности работы звукорежиссера

Главная особенность работы звукорежиссера в том, что такой специалист должен одновременно обладать как творческими, так и техническими навыками.

Про творческие умения объяснять наверно не надо. Основа звукорежиссуры — это создание художественных образов с помощью аудио.

А вот с технической стороной не все так просто.

Когда мы говорим про технические навыки звуковика, речь идет не столько про умение обращаться со сложной звукозаписывающей аппаратурой, сколько знания в области физики звука и акустики. Без этого невозможно ни качественно записать звук, ни обработать его потому.

Откройте любой доступный аудиоредактор, например, Adobe audition, и попробуйте обработать любое аудио без навыков в физике, понимания сути звуковых колебаний, высоты, тембра и тд. Даже простейшие операции, такие как обработка частот в эквалайзере, или выравнивание громкости, без соответствующих знаний превратятся в настоящую пытку.

Как вы видите, профессия звукорежиссера ,как и многие другие в кинематографе, при ближайшем рассмотрении намного интересней, чем кажется на первый взгляд. Точно также, если присмотреться, можно найти много интересного и в звукорежиссуре на других направлениях.

В России профессиональных звукорежиссеров катастрофически не хватает. Так что если вас заинтересовала эта профессия, дерзайте. Сейчас самое время.

Кинопроизводство — это диалог

Во время съемочного периода звукорежиссер или кто-то из его команды занимается записью звука непосредственно на съемочной площадке. Запись звука включает в себя запись актерских реплик и запись специфических фонов и эффектов.

Здесь работает целая звуковая бригада: звукорежиссер и два ассистента звукорежиссера с остро направленными микрофонами на специальных длинных палках, которые называются «удочки», или «бумы». Также на каждом герое, как правило, есть микрофоны-петлички. Во время съемки их не видно, потому что они спрятаны под одежду при помощи специальных ухищрений, и важно, чтобы одежда не шуршала.

Читайте также:  Самые благоприятные дни по Лунному календарю на 2023 год

В этой связи вопрос выбора костюма персонажей тоже находится в зоне ответственности звукорежиссера. Поэтому на съемках между звукорежиссером и художником по костюмам важен диалог. Кино — коллективное дело, все должны идти друг другу навстречу, и, как правило, художники по костюмам идут навстречу и предлагают какие-то решения.

Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.

Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.

Что делает звукорежиссер за пультом

Суть работы звукорежиссера за пультом заключается в сведении множества аудиопотоков в один и в регулировке характеристик выдаваемого в эфир потока. Это громкость, тембр, частота, устранение шумов и помех. Причем для каждого аудиопотока выстраивается свой набор характеристик таким образом, чтобы он гармонировал с другими звуковыми потоками.

При проведении телевизионных и радиотрансляций звукорежиссер также переключает источники звукового потока в соответствии со сценарием эфира. Он плотно взаимодействует с главным редактором или режиссером трансляции, мгновенно реагирует на указания последнего.

При работе в студии звукорежиссер не только выстраивает процесс записи, но и осуществляет сведение и конечный монтаж звуковой дорожки. В отдельных случаях звукорежиссер выполняет часть функций аранжировщика, редактируя конечный звуковой материал и даже включая в него новые эффекты и элементы.

Звукорежиссёрам не обязателен диплом, достаточно изучать различные программы для работы с аудио и иметь хороший слух, а все остальные навыки придут с опытом. Также можно посещать специализированные семинары и курсы. Но работать в этом случае поначалу придется на самой простой должности, например, быть ди-джеем в клубе или включать музыку на свадьбах.

Тем, кто хочет начать с большего, лучше получить соответствующий диплом университета. Желательно наличие музыкального образования.

Для самостоятельного обучения потребуются компьютер (ноутбук), качественный микрофон, хорошие наушники, колонки и много терпения. Нужно быть готовым к тому, что профессиональное оборудование обойдется очень дорого.

Значение слова звукорежиссура

звукорежиссура
в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи — творческое руководство и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту) музыкального, драматургического, литературного произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. З. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных электроакустическими системами. В некоторых странах (например, США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и музыкальным режиссёром, руководящим записью. З. как самостоятельный вид творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустической аппаратуры и магнитной записи. Современное вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры, законов акустики и т.п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех областях искусства, специфического слуха и высокоразвитого эстетического вкуса. З. предусматривает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустической интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров и др.). При записи музыки решаются задачи сохранения и передачи естественных тембров инструментов, музыкального равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, которые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустических устройств (управление которыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Современная стереофоническая звукозапись позволяет точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), но и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке (пластинке) звучащего художественного произведения. З. включает также руководство монтажом, при котором запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов нескольких записанных вариантов. Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И. Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на международных конкурсах (в т. ч. призом Гран при французской Академии грамзаписи им. Ш. Кро). В СССР звукорежнссёры специализируются на базе высшего музыкального образования на курсах при Государственном доме радиовещания и звукозаписи и Центрального телевидении. В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские факультеты (отделения). Регулярно проводятся международные конгрессы и симпозиумы З. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция и др.). И. П. Вепринцев.

Некоторые шутники говорят так: чем занимается звукорежиссер сегодня — тем тысячи лет назад занимались первобытные шаманы. И в этой шутке доля правды есть: звук играет важную роль для восприятия человеком действительности.

Читайте также:  Правила поступления в ординатуру в 2023 году

Не случайно же мы порой помним какие-то музыкальные темы, даже не пытаясь вспомнить, в каком фильме они звучали. А это значит, что свои обязанности звукорежиссер выполнил куда лучше просто режиссера и актеров.

Если серьезно, то предшественниками звукорежиссеров можно назвать дирижеров оркестров, управлявших звуком десятков разных инструментов. Сама же профессия звукорежиссера сформировалась после появления звукового кино.

Кто такой звукорежиссер и чем он занимается?

  1. Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
  2. Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
  3. Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
  4. Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
  5. Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
  6. Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
  7. Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
  8. Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
  9. Смотрят много фильмов. Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
  10. Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником. Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
  11. Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
  12. Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *