Фермер на миллион: как получить государственные льготы в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фермер на миллион: как получить государственные льготы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На право получения до 30 млн рублей могут рассчитывать производители сельскохозяйственной продукции, которые отвечают определенным критериям. К ним относят малые и микропредприятия. Фермерские хозяйства, кооперативы и владельцы ЛПХ не могут участвовать в программе.

Что включается в бизнес-план

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

Кто может претендовать на «Агростартап»?

Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.

Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).

Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.

Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?

По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.

1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:

  • развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
  • развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
  • иные виды деятельности – 0 баллов.

2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:

  • имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
  • документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
  • планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
  • иное – 0 баллов.

3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:

  • от 4 и более голов – 2 балла;
  • от 1 до 3 голов – 1 балл;
  • отсутствует – 0 баллов.

4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)

  • кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
  • кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
  • корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;

5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:

  • организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
  • через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
  • иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.

6. Размер запрашиваемого гранта:

  • не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
  • от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
  • от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.
Читайте также:  07.01.2023 Выплаты «Детям войны» — последние новости

7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:

  • от 30 процентов затрат – 2 балла;
  • от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
  • не более 15 процентов – 0 баллов.

8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:

  • постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
  • постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
  • планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.

9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:

  • 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
  • 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
  • иное – 0 баллов.

Условия получения помощи

Условия получения субсидий зависит от вида дотаций, на которые претендует заявитель. Так, гранты на развитие КФХ выделяются претендентам, удовлетворяющим таким требованиям:

  • российское гражданство;
  • КФХ сформировано менее 2 лет назад, здесь трудится меньше 15 человек, прибыль хозяйство приносит менее 60 000 000 руб. в год без учета НДС;
  • опыт работы в отрасли с/х – от 3 лет;
  • получение материальной поддержки первый раз;
  • проживание в регионе расположения КФХ.

Условия получения тройной субсидии:

  • создание кооператива в соответствии с законом «О сельхозкооперации»;
  • принадлежность сообщества к малому, среднему бизнесу;
  • в кооператив входит 5 подсобных хозяйств, 3 других производителя с/х продукции;
  • членство в ревизионном объединении.

По остальным программам действуют условия, что и для получения грантов за исключением некоторых пунктов. Точные требования представлены на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.

Правовые особенности КФХ

Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.

Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.

Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.

Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.

Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.

Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:

  • основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
  • крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
  • главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
  • смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
  • членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
  • допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
  • члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
  • имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
  • сделки от имени КФХ заключает его глава;
  • фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
  • в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.

Об утверждении порядка отбора проектов развития сельского

В 2021 году субсидии предоставляются при соблюдении условий:

  • получатели субсидий — юридические лица не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя не приостановлена;
  • получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также в отношении их не введена процедура банкротства;
  • государственной регистрации или постановки на учет в налоговом органе получателей субсидий на территории Ростовской области;
  • отсутствии у получателей субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением получателей грантов на развитие семейных ферм, грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и грантов «Агростартап»;
  • отсутствия просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ростовской областью;
  • получатели субсидий не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
  • получатели субсидий не должны получать средства из областного бюджета, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом Правительства Ростовской области;
  • при осуществлении получателями субсидий производственной деятельности или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ростовской области;
  • достижения значения результата предоставления субсидии и показателя результативности.

Приоритетные направления

Каждая программа субсидирования, выделяя денежные средства, решает ряд задач, главными из которых являются рост кооперации сектора в регионе и увеличение рентабельности в фермерском хозяйстве. Именно для этого ежегодно выделяют денежные средства. Региональные власти могут изменять, дополнять и вносить иные коррективы в программы с целью удовлетворения потребностей региона.

Получить субсидию на развитие могут не все фермерские хозяйства. Они должны подходить по разным критериям. Начнем с того, что фермером в России может стать любой гражданин, не являющийся пенсионером. Он должен иметь среднее образование, закончить ВУЗ по выбранному направлению или пройти специальные курсы, как работать на ферме. Кроме того, он должен оформить свой статус юридически, то есть регистрировать предприятие в форме ИП или ООО.

Как получить субсидию начинающему крестьянскому хозяйству? Для этого оно должно удовлетворять ряду требований:

  • доля третьих лиц в нем не должна быть выше 25%;
  • для малого предприятия наемных работников должно быть не более 100 человек, а для микропредприятия — не больше 15;
  • в то же время для каждого статуса предполагается предельное значение прибыли.

Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие

На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:

  1. Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства — покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
  2. Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
  3. Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
  4. Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
  5. Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).

Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.

Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.

Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.

Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.

Ответы на распространённые вопросы про субсидии для сельского хозяйства на развитие

Вопрос №1: По каким критериям определяется начинающее сельскохозяйственное предприятие?

Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.

Вопрос №2: Кто может претендовать на получение кредита на развитие с/х предприятия по льготной ставке?

Ответ: Кредиты по ставке 5% с последующим возмещением банкам ключевой ставки из бюджета страны предоставляется предпринимателям, организовавшим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам и фермерским хозяйствам.

Какие налоги придется платить за КФХ

Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:

  • общая налоговая система;
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.

Читайте также:  Статистика браков и разводов в России

Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:

  1. налога на прибыль организаций или НДФЛ;
  2. налога на имущество;
  3. НДС.

Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.

Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.

Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:

  1. Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
  2. Анкета участника конкурсного отбора.
  3. Бизнес-план.
  4. Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
  5. Любые два из перечисленных ниже документов:
    • Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
    • Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
    • Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
    • Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
  6. Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
  7. Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  9. Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
  10. Подробная смета работ.
  11. Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
  12. Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
  13. Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
  14. Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
  15. Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.

Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.

Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.

Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.

Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.

Что такое утилизационный сбор?

01.01.2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015г. №392-ФЗ, изменивший редакцию статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая обязывает уплачивать утилизационный сбор в размере 69 000 рублей для тракторов с мощностью двигателя от 5.5 л. с. до 30 л. с., 86 250 рублей для тракторов с мощностью двигателя более 30 л. с., но не более 60 л. с., и 120 750 рублей для тракторов с мощностью от 60 до 90 л. с. Компания-импортер может уплачивать утилизационный сбор сразу, и включать его в стоимость техники, а может предоставить выбор необходимости уплаты конечному потребителю. При любом варианте, оплата данного сбора в итоге ложится на плечи конечного потребителя.

Мы, как розничный продавец, продаем непосредственно технику, а также, при необходимости, берем на себя обязательства оформления Паспорта Самоходной Машины (ПСМ) при условии соответствующей заявки от покупателя, и оплаты им суммы утилизационного сбора в размере, установленным действующим законодательством.

Субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2020 году

  1. Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
  2. Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
  3. Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
  4. Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
  5. Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).
  • инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
  • помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
  • оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
  • проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
  • открытие перерабатывающих предприятий;
  • помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
  • разработка плана рационального использования земельных угодий;
  • мелиорация сельскохозяйственных земель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *