Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Конечно, согласно Семейному кодексу дедушки, бабушки, братья, сестры и другие родственники и сегодня имеют право на общение с ребенком. Но есть большая проблема: юридически бабушки и дедушки не являются полноправной родней.

«Исходя из действующего законодательства временное нахождение ребенка с бабушкой, дедушкой или другими близкими родственниками ничем не отличается от ситуации, при которой ребенок находится с чужими для него людьми», — заметили инициаторы законопроекта. Выходит, что бабушкины пирожки, рыбалка с дедушкой и прочие детские радости не то чтобы вне закона, однако любой чиновник сегодня вправе холодно посмотреть на любящих пожилых людей и сказать, что они ребенку — никто. Почти что чужая родня.

Такое предложение предлагается исправить. В прошлом году инициатива уже вносилась в Госдуму, но была отозвана, доработана и внесена повторно. Сейчас Госдума вновь собирает отзывы на проект, а сам документ включен в примерную повестку на октябрь. Так что у бабушек и дедушек есть серьезная надежда на то, что их полномочия дарить внукам тепло и творить добро, наконец-то будут признаны официально.

«Бабушки и дедушки в правовом плане сильно отделены от ребенка, не могут представлять и защищать его интересы в качестве законных представителей, как это могут родители, — сказала «РГ» член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. — Таким образом, порой бабушки и дедушки не могут подписать даже согласие на медицинское обслуживание для своих внуков».

Если родители отсутствуют, допустим, уехали в отпуск или работают вахтовым методом, формально ребенок считается чуть ли не брошенным, хотя живет у бабушки.

По действующим законам временное нахождение ребенка с бабушкой или дедушкой равнозначно ситуации, когда ребенок находится с чужими людьми

По словам авторов проекта, на практике эта ситуация породила оформление нотариальных доверенностей, которые сводятся к тому, что родители позволяют бабушке или дедушке находиться с внуками и защищать их интересы. Инициатива, внесенная в Госдуму, меняет дело. Правительство уже высказалось «за».

Читайте также:  Пересечение сплошной линии разметки - штраф в 2023 году

Законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс специальным положением о том, что ребенок имеет право не только на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, но и на пребывание с ними.

Так что если внуки загостились у бабушки в деревне, опека может не волноваться.

Также родители вправе подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности. При этом в качестве конкретного попечителя они могут указать бабушку или дедушку.

«Если бабушка присматривает за ребенком непродолжительное время — от нескольких часов в день до нескольких дней, — то может хватить и доверенности, ее еще называют согласие на сопровождение ребенка, — говорит руководитель Тамбовского регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев. — Если же бабушка будет присматривать за ребенком дольше, то необходима временная опека».

По его словам, если родители не могут довольно продолжительное время ухаживать за ребенком, то бабушке необходимо оформить себя временным опекуном ребенка.

«До сих пор встречаются случаи, когда органы опеки забирают младенцев, если мать в больнице — даже если фактически за ребенком есть кому ухаживать, например, бабушке или родной тетке, и предложенный законопроект в этом смысле должен свести до минимума подобные случаи», — говорит Антон Бибаров-Государев.

В Семейном кодексе предлагается четко прописать, что внуки вправе пребывать, то есть жить или гостить, у бабушки с дедушкой

В свою очередь адвокат Виктория Данильченко подчеркнула, что В России бабушки, дедушки и иные близкие родственники нередко фактически выполняют функции родителей.

«Происходить это может по ряду причин — болезнь родителей, длительные командировки, многие бабушки, например, заменяют детям детский сад и нянь», — говорит она. Поэтому и нужна упрощенная процедура передачи внуков бабушкам.

Между тем

Нередко после развода родителей бабушкам и дедушкам приходится отстаивать в суде свое право на общение с ребенком. Например, в Краснодарском крае Светлана Ивановна У. добилась через суд права на недельные летние каникулы внука с выездом к морю.

А Первый кассационный суд общей юрисдикции в своем обзоре судебной практике специально разъяснил: нижестоящие инстанции должны четко прописывать порядок общения бабушек и дедушек с внуками.

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них. Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова

: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова
: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Читайте также:  Пособия на детей в Москве: кому назначают и в каком размере

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Функции органов опеки и попечительства

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий.

Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  • Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  • Учет детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  • Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  • Разрешение семейных споров и конфликтов.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ — это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

Правовое регулирование

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).

Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.

Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.

Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Продажа жилья, одним из собственников которой считается малыш, может производиться лишь при наличии согласия организации в виде письма по защите юридических полномочий лиц, которые не достигли возраста 18 лет.

СПРАВКА! Уполномоченные работники должны требовать от законных попечителей малыша документальные доказательства того, что взамен реализуемого жилища покупается равноценное. Иначе работники органа попечительства должны отказывать опекуну в ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба обязан производиться контроль за наследством лица и за тем, как до достижения малышом возраста восемнадцати лет, этой собственностью распоряжается его законный опекун. Во время выявления определенных нарушений или несанкционированного растрачивания собственности малыша, опекунские органы должны вмешаться.

Читайте также:  НДФЛ иностранцев на патенте с 2023 года

Права несовершеннолетних детей

К основным правам детей в семействе стоит отнести:

  • Проживание в родной семье и благополучие, способствующее развитию личности ребенка.
  • Проживание с родителями в одном месте до 14-ти лет.
  • Получение собственного имени, которое предоставляют родители по обоюдному согласию, отчество и фамилию от папы или мамы.
  • Открытое выражение личной позиции по любой проблематике и вопросам, которые касаются его интересов и воспитания.
  • Поддержание взаимоотношений и связи с каждым близким родственником, как со стороны мамы, так и стороны отца.
  • Защита личных прав всеми законными методами.
  • Обладание личными доходами.

Основные функции органов опеки и попечительства

Обязанности и права органа опеки затрагивают в первую очередь попечительство над несовершеннолетними, которые остались без родителей, законных представителей, а также совершеннолетних граждан, полностью утративших дееспособность, либо она была ограничена физическими особенностями либо по решению суда.

Также в сферу интересов ООП относится урегулирование споров между родителями, контроль за соблюдением прав несовершеннолетних граждан, управление имуществом, ряд других вопросов.

Российское законодательство особенно тщательно контролирует проведение сделок с имуществом, если они затрагивают интересы граждан возрастом до 18 лет, включая заключение ипотечных договоров, с использованием материнского капитала. Такая защита требует от сторон соглашения ряда дополнительных действий, но существенно минимизирует риски утраты детьми права на жилплощадь. В частности, каждая сделка по квартире, где прописан несовершеннолетний требует одобрения в органах попечительства и опеки, что фиксируется письменным документом.

ООП вправе отбирать несовершеннолетних детей у граждан, включая законных представителей, опекунов, если по их мнению, существует угроза здоровью, жизни ребёнка. Также работники ведут мониторинг семей, выявляя детей, оставшихся без попечения, устраивают таких лиц в новые семьи, помещают в специализированные учреждения.

Органы опеки и попечительства определяют, могут ли граждане усыновить ребёнка, стать опекуном, законным представителем, патронажной матерью, отцом.

Как правило, ООП имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном образовании. Если такой филиал не создан, обязанности возлагаются на представителей органов местного самоуправления.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:

  • направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
  • проверять условия жизни подопечных;
  • проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
  • устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
  • отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
  • оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
  • выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
  • заключать договоры опеки и попечительства и т.п.

Функции органов опеки и попечительства обеспечены положениями ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве».

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.

Скачайте: Постановление Правительства №423 ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН (751,4 KiB, 466 hits)

ФЗ №48 Об опеке и попечительстве (806,5 KiB, 561 hits)

ст. 31-41 «Опека и попечительство» Гражданский кодекс РФ (493,9 KiB, 763 hits)

  • Изъятие ребёнка из семьи органами опеки

На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.

Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде. Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов. Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.

Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.

У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:

  • поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
  • обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
  • установление факта опеки или попечительства;
  • выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
  • заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
  • выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
  • проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
  • защита прав и интересов опекаемых лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *