Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.

Как рассчитать таможенные сборы

Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.

На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:

  • код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
  • общий объём импорта: 20 тысяч литров;
  • процент пошлины на ввоз: 8%;
  • НДС: 18%;
  • стоимость продукции: 4000 евро;
  • курс евро: 120 руб.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 1050 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (1050 — 1000) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 — 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.
Читайте также:  Как расторгнуть договор с подрядчиком при строительстве загородного дома

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Что разрешено ввозить без оплаты пошлинного сбора

Если человек провозит с собой личные средства, не считая автомобиля, общая сумма которых не превышает 500 евро, то он не обязан платить таможенный платеж. При этом суммарный вес товаров или продукции не может превышать 25 килограммов. Это касается лишь тех товаров, которые транспортируются наземным путем (автомобилями или поездами).

Такие правила действуют с 1 января 2019 года. Если же человек путешествует авиатранспортом, то он беспошлинно может ввезти товары на сумму до 10 000 евро.

Дополнительно человек может провезти:

  • 50 сигар или два блока сигарет. Альтернативу сигаретам и сигарам составляет табак в количестве 250 граммов.
  • Три литра алкогольной продукции.

Таблица: сроки уплаты ЕНП-2023 (общий принцип)

Налог Срок уплаты ЕНП 2023
НДФЛ
  • Не позднее 28-го числа текущего месяца – за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца.
  • Не позднее 28 января – за период с 1 по 22 января(не позднее 30 января 2023 года с учетом переноса из-за выходных).
  • Не позднее последнего рабочего дня календарного года – за период с 23 по 31 декабря
Страховые взносы в ИФНС Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем
Взносы на травматизм в СФР Не позднее 15-го числа следующего месяца
Налог на прибыль у налогоплательщика
  • Не позднее 28-го числа каждого месяца –ежемесячные авансовые платежи.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – авансовые платежи по итогам отчетного периода.
  • Не позднее 28 марта следующего года – налог по итогам года
Налог на прибыль у налогового агента Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
НДС у налогоплательщика Не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом
НДС у налогового агента
Налог при УСН Налог по итогам года:
– не позднее 28 марта следующего года – организации;
– не позднее 28 апреля следующего года – ИП.Авансовые платежи у организаций и ИП – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом
Налог при АУСН Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом
ЕСХН
  • Не позднее 28 марта следующего года – за год.
  • Не позднее 28 календарных дней со дня окончания полугодия – авансовый платеж
Торговый сбор Не позднее 28-го числа месяца, следующего за кварталом
Налог на имущество организаций
  • Не позднее 28 февраля следующего года – по итогам года.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – по итогам отчетного периода
Транспортный налог
  • Не позднее 28 февраля следующего года – по итогам года.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – по итогам отчетного периода
Земельный налог
  • Не позднее 28 февраля следующего года – по итогам года.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, – по итогам отчетного периода
Налог на профессиональный доход Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем
НДПИ Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем
Водный налог Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом
Акцизы на табак, табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем
Акцизы на алкоголь, спиртосодержащую продукцию, виноград Общий срок уплаты — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Специальные сроки уплаты — не позднее 28-го числа третьего или шестого месяца, следующего за истекшим месяцем

Акцизы на автомобили, СУГ, сталь жидкую, нефтепродукты
Акцизы на нефтяное сырье Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны — участники ЕАЭС могут устанавливать собственный порог беспошлинного ввоза, не превышающий установленный решением ЕЭК.

Читайте также:  Как платить налоги за сотрудников-иностранцев в 2023 году?

Нормы ввоза товаров установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Решением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 года № 35 порог беспошлинного ввоза для физических лиц повышен до 1000 евро на срок с 31 марта до 1 октября 2022 года, а Решениями от 23 сентября 2022 года № 151 и 30 марта 2023 года № 30 — продлён до 1 октября 2023 года.

Исчисление таможенных сборов

За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее – таможенные сборы за таможенные операции);

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.

Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.

Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.

При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).

Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).

Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).

Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.

Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.

Исчисление ввозной таможенной пошлины

Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.

В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

Читайте также:  Справка Россельхозбанка о доходах по форме банка

Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.

Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Таможенные поступления как фактор обеспечения стабильности бюджетной системы России

Введение

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) играет фундаментальную роль в динамике и структуре макроэкономического развития современных экономических систем. Формирование конкурентоспособного на международных рынках и ориентированного на экспорт сегмента сложной промышленности является одной из базовых предпосылок структурной трансформации экономики [1] (Cherif, Hasanov, 2019)

, [2]
(McMillan, Rodrik, Verduzco-Gallo, 2014).
Совершенствование действующего механизма взаимоотношений между участниками внешнеэкономической деятельности (экспортерами и импортерами) и государством является важным элементом программы фундаментальной трансформации институциональной среды российской экономики. Отдельным направлением правительственной программы «Трансформация делового климата» выступает таможенное администрирование. Целями модернизации таможенного администрирования являются: интенсификация перехода на электронный документооборот между участниками ВЭД; повышение эффективности государственной системы управления рисками ВЭД; сокращение сроков проведения таможенных процедур; снижение теневого импорта и повышение международной конкурентоспособности российских морских портов [3].

Также меры по поддержке внешнеэкономической деятельности и модернизации механизма таможенного оформления имплементируются в систему национальных проектов России [4].

В период с 2001 по 2013 год Россия имела устойчивую тенденцию к росту как экспорта, так и импорта (с временным спадом и последующим восстановлением в период международного финансового кризиса 2008 года). Начиная с 2014 года наблюдалась разнонаправленная динамика как экспорта, так и импорта. Разнонаправленную динамику в последние годы имеют и темпы прироста экспортных и импортных операций в экономике России (рис. 1).

Виды таможенных платежей

Таможенный контроль за провозимую продукцию осуществляют таможенные органы, они и контролируют, чтобы была своевременно произведена оплата сбора, налога или пошлины. Каждый сбор делится на несколько видов, в зависимости от этого определяется размер пошлины.

  • Вывозная пошлина – с помощью неё регулируются цены внутри страны. Как правило, из страны больше идет на экспорт природных ресурсов, сырья. Чтобы вывезти из страны товар, коммерсант уплачивает пошлину.
  • Ввозимая пошлина – это платёж, который уплачивают все импортеры. Размер налога зависит от того, какая продукция ввозится. Если это готовый товар, то пошлина выше, чем ввозимое сырье.
  • Сборы таможенные – включают в себя услуги таможенных работников (оформление документации, сопровождение и хранение груза).
  • Антидемпинговая пошлина – это защита национальных производителей и товаров. Коммерсанты, которые ввозят антидемпинговые товары (конкурирующие) в страну, должны знать, сколько и за что они платят. В перечень попадают следующие виды – мясо, птица, комбикорма, активированный уголь, трубы, китайские шины и подшипники, автомобили.
  • Пошлина адвалорная –высчитывается методом умножения массы груза на ставку (30%).
  • НДС – платится всеми, кто ввозит импортный товар на территорию страны, ставка 18%.

Таможенные службы стоят на страже интересов страны, защищают рынки от конкуренции, также с помощью таможенных служб значительно пополняется бюджет страны. Несмотря на это, правительство России пошло на ряд мер по отмене внутренних таможенных пошлин.

Соглашения были подписаны с Казахстаном и Беларусью по пошлинам на нефть. А также в 2020 году Евразийский совет принял решение о ввозе в страну электромобилей. Была установлена пошлина ноль процентов, и эта ставка должна будет действовать до конца года.

Действующие таможенные платежи и их формирование

Платежи бывают экспортными и импортными, обязательными и косвенными. К ним относятся:

  • таможенная пошлина – обязательный платеж, связанный с перевозкой товаров и вещей через границу;
  • таможенные сборы – обязательная плата органам таможни за выпуск, сопровождение и другие положенные действия;
  • НДС – для товаров, попадающих в Россию. Регулируется ТК и Налоговым Кодексом РФ (косвенный);
  • акцизы – налоги для товаров широкого потребления (табачные изделия, алкоголь, автомобили, мотоциклы, бензин, дизтопливо и масла). Регулируются внутренним законодательством и ТК (косвенный).

Плата за ввоз в Россию различных групп товаров, продуктов обеспечивает защиту внутреннего рынка от конкурентов, на вывоз – регулирует ВЭД в стране. Средства поступают в федеральный бюджет и за последние годы составляют его большую часть.

Размер обязательных платежей зависит от ставок пошлин и вида продукции. Ставки могут быть:

  1. адвалорными – определяются в процентах от установленной таможенной стоимости товара;
  2. специфическими – суммы, фиксированные для конкретного вида продукции,
  3. комбинированными – определяются, исходя из стоимости и количества ввозимых предметов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *