Инструктажи по охране труда для водителей 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструктажи по охране труда для водителей 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проводить занятия с водителями – обязанность любой компании. Лекции делят на несколько видов, каждый из них содержит определенный спектр вопросов. Работодатель, организуя инструктаж по БДД с водительским составом, периодичность определяет самостоятельно.

Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения

Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.

Кто проводит

Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.

О чем инструктировать

  1. Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
  2. Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения

Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:

  • вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
  • изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершен или есть угроза совершения террористического акта.

Кто проводит

Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.

О чем инструктировать

  1. Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
  2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.

Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.

Как правило, на предприятии есть отдел по безопасности движения, специалисты которого и разрабатывают программы проведения инструктажей. Общее руководство и контроль за разработкой и проведением этих мероприятий осуществляет руководитель подразделения. Функции непосредственного проведения инструктажей водителей возлагается на инженера по БД или на механика, начальника гаража, в зависимости от структуры предприятия.

Профессия каменщика никогда не теряла своей огромной актуальности, даже несмотря на все неоспоримые достижения современного строительства. Каменщик – это рабочая профессия, которая подразумевает участие в возведении зданий, мостов, промышленных и не только сооружений из натурального камня и искусственных материалов, изготовленных из глины, известково-песчаных смесей, шлака и пр. На сегодняшний день объемы городского и пригородного строительства растут огромными темпами, в особенности это касается жилых домов, возводимых по большей части из кирпича. Потребность в кирпичной кладке и хороших профессионалах по этой части тоже, соответственно, растет и растут зарплаты таких профессионалов. Каменщик должен хорошо знать все основные свойства как природных, так и искусственных строительных материалов и растворов. Любой профессиональный каменщик должен быть готов к частой смене объекта строительства и даже временной перемене места своего пребывания.

  • основные свойства и марки цемента, заполнителей и бетонных смесей
  • способы укладки и уплотнения бетонной смеси
  • элементы монолитных бетонных и железобетонных конструкций
  • устройство и приемы работы с электрифицированным и пневматическим инструментом.

Перечень нормативных актов вступивших в силу 1 января 2021 года

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).

Для учета проведенных тренингов используется журнал.

  • Личная карточка водителя;
  • Приказ об утверждении положения о стажировке с Положением;
  • Программа стажировки;
  • Приказ о назначении водителя-наставника;
  • Приказ о прохождении стажировки со стажировочным листом;
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе с Актом закрепления.
  • Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей по БДД;
  • Положение о проведении инструктажей по БДД;
  • Журнал регистрации инструктажа по БДД;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по Охране труда;
  • Журнал регистрации инструктажа по Охране труда на рабочем месте;
  • Вводный инструктаж;
  • Инструкция о контроле автомобиля перед выездом;
  • Инструкция об особенностях работы в весенне-летний период;
  • Инструкция об особенностях работы в осенне-зимний период;
  • Инструкция движение и стоянка в ночное время суток
  • Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс;
  • Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
  • Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
  • Инструкция по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах;
  • Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
  • Инструкция по предупреждению пожаров и ожогов;
  • Инструкция по буксировке и расцепке авто;
  • Инструкция по мерам безопасности при вождении автопоездов;
  • Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей;
  • Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров автобуса;
  • Инструкция по охране труда для водителей автобусов;
  • Инструкция по мерам безопасности на паромах, баржах, железнодорожных платформах;
  • Инструкция по преодолению затяжных спусков и подъемов.
  • Журнал учета нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
  • Журнал учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
  • План мероприятий по предупреждению ДТП на год;
  • Приказ о создании комиссии о служебном расследовании ДТП с Актом;
  • Приказ об утверждении Положения о служебном расследовании ДТП с Положением.
  • Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
  • График смен водителей.
  • График проведения ТО автомобилей;
  • Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
  • Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;
  • Журнал учёта движения путевых листов;
  • Путевой лист легкового автомобиля;
  • Путевой лист грузового автомобиля;
  • Путевой лист автобуса.
Читайте также:  Перевозка домашних животных в поезде

Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:

  • Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
  • Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
  • Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
  • Журнал учета измерения дымности;
  • Журнал учета измерения токсичности;
  • Журнал учета измерения токсичности ГБА;
  • Журнал учета надзорных проверок.

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2018, № 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

Цель этих инструкций заключается в разъяснении техники безопасности в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Весной и летом говорят о правилах комфортного поведения в жару (соблюдении теплового режима, особенностях обслуживания техники в жаркую погоду, правилах перевозки товаров).

Зимой объясняют, как вести себя на скользкой трассе, как избежать ДТП на гололеде.

Специальный инструктаж водителя по безопасности дорожного движения обычно проводят экстренно.

Внеплановая лекция будет актуальна в следующих ситуациях:

  1. Правительство утвердило новые документы, регламентирующие порядок грузоперевозок / пассажирских перевозок / медицинских осмотров. Словом, любой документации, отражающейся на деятельности специалистов и предприятия.
  2. Водителя отправляют в новый рейс по неизвестному ему маршруту. В этом случае до шофера доводят ту же информацию, что и в предрейсовом инструктаже.
  3. При происшествиях: крупных авариях в зоне работы, угрозе терактов. Шоферам объясняют, как себя вести при возникновении подобных ситуаций.

После каждой лекции прослушавшие ее сотрудники обязаны зарегистрироваться в спецжурнале. В нем должны быть указаны фамилия с инициалами водителя, тип транспортного средства, госномер автомобиля, тип инструктажа, должность лектора, подписи сторон.

Обратите внимание: журналы хранятся в организации не меньше десяти лет. При проверке уполномоченные лица могут заинтересоваться архивной документацией.

Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

Кто проводит

Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.

О чем инструктировать

  1. Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
  2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
  3. Правила внутреннего трудового распорядка.
  4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
  5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
  6. Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
  7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
  8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
  9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.

Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Где зафиксировать

В журнале вводного инструктажа по БДД.

Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2017 г. № 106.

Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».

График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.

Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:

  • Ф. И. О.;
  • дату рождения;
  • СНИЛС;
  • адрес электронной почты;
  • почтовый адрес;
  • предполагаемые дату, время и место аттестации.

В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:

  • заявление о прохождении аттестации, которое содержит:
    – Ф. И. О.;
    – дату рождения;
    – место жительства;
    – гражданство;
    – место работы и должность;
    – номер телефона;
    – адрес электронной почты;
    – почтовый адрес;
    – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
    – СНИЛС;
    – согласие на обработку персональных данных;
    – подпись;
  • паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
  • документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.

Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.

Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.

Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден.

Новые требования к квалификации контролера и специалиста БДД 2021

Обращается внимание водителя на:

  • правила вхождения в повороты на скользкой трассе;
  • подготовку автомобиля к гололеду;
  • правила подачи сигнала при непосредственной близости пешеходов.

Даже самый дисциплинированный водитель может попасть в аварию.

Из инструкции шофер узнает о правилах поведения:

  • обязанности водителя при ДТП (обеспечение эвакуации, ее план);
  • что делать, если людей нельзя извлечь из транспортного средства без помощи спасателей;
  • правила оказания первой медпомощи пострадавшим.

Транспортировка детей требует особой внимательности.

Водителю напоминаются следующие моменты:

  • полная проверка автобуса перед выездом;
  • нюансы посадки и высадки маленьких пассажиров;
  • наличие на ТС спецзнаков;
  • что нельзя перевозить в салоне, где есть дети;
  • скоростной режим и общие правила движения.
Читайте также:  Детские пособия в Республике Коми и Сыктывкаре

Здесь помимо правил техконтроля, важно напомнить о правилах посадки людей в салон, вместимости салона, требованиях к пассажирам.

Также нужно сообщить об экстренных остановках и категории прав, которую должен иметь шофер.

Эта инструкция содержит свод правил о контроле за техсостоянием, нормы поведения на стоянках, действия водителя при поломках. Напоминается, в каких случаях шофер не имеет права садиться за руль, затрагиваются запреты на управление ТС при неполадках.

Также важно включить пункты, касающиеся самостоятельного ремонта транспорта (в каких ситуациях его совершать нельзя). Необходимо рассказать о контроле при погрузке/выгрузке груза.

Зачастую скорая помощь добирается на ДТП небыстро. Любой водитель должен знать, как остановить кровотечение, наложить жгут, обработать порезы.

Инструкция содержит порядок проведения манипуляций при ЧМТ, потере сознания, различных травмах. Важно прописать первые признаки шоковых состояний, отличия венозного и артериального кровотечений. Правильное поведение шофера при ДТП может спасти жизнь не одному человеку.

Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:

  1. Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
  2. Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
  3. Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
  4. Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
  5. Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
  6. Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
  7. Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
  8. Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
  9. Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
  10. Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
  11. Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
  12. Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
  13. Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
  14. Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
  15. Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
  16. Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
  17. Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
  18. Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
  19. Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
  20. Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
  21. Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
  22. Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
  23. Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
  24. Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
  25. Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.

Работник на данной должности имеет следующие права:

  1. На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
  2. На повышение своей квалификации.
  3. На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
  4. На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
  5. На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
  6. На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
  7. На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
  8. На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.

Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:

  1. За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
  2. За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
  3. За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.

Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:

  1. Название компании и ее реквизиты.
  2. Гриф «Утверждаю» для главы компании. Он должен будет поставить в специально отведенных для этого графах дату утверждения и свою подпись.
  3. Название документа по центру.
  4. Текст документа с пронумерованными положениями. Он должен быть разбит на указанные выше разделы.
  5. Подписи руководителя работника, самого работника и сотрудников, составлявших и утвердивших документ: юриста, специалиста отдела кадров.

Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.

В документе прописаны новые требования к водителям:

  • автобусов;

  • грузовых автомобилей;

  • легкового транспорта, включая такси;

  • осуществляющим международные перевозки;

  • тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;

  • транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.

Должностная инструкция ответственного за БДД

  • Учебный план (программа) 20 часов БДД;
  • Приказ о создании комиссии по проверке знаний 20 часовой Программы БДД с протоколом;
  • Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по 20 часовой программе БДД;
  • Журнал проведения занятий по 20 часовой программе БДД;
  • Экзаменационные билеты по 20 часовой программе БДД.
  • Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
  • График смен водителей.
  • График проведения ТО автомобилей;
  • Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
  • Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;
  • Журнал учёта движения путевых листов;
  • Путевой лист легкового автомобиля;
  • Путевой лист грузового автомобиля;
  • Путевой лист автобуса.

Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:

  • Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
  • Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
  • Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
  • Журнал учета измерения дымности;
  • Журнал учета измерения токсичности;
  • Журнал учета измерения токсичности ГБА;
  • Журнал учета надзорных проверок.

Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте. Из статьи вы узнаете: Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ «Росавтотранс».

К разработке инструкций для оказания методической помощи могут привлекаться специалисты по охране труда, юристы, медицинский персонал, главный механик транспортного отдела и т.п. В справочной Узнайте, Нормативной базой для разработки инструкций являются:

  1. Правила противопожарного режима в РФ;
  2. Правила дорожного движения;
  3. технические регламенты;
  4. Постановления Правительства;
  5. Законы РФ;
  6. Правила по охране труда;
  7. правила технической эксплуатации.

Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

Кто проводит

Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.

О чем инструктировать

  1. Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
  2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
  3. Правила внутреннего трудового распорядка.
  4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
  5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
  6. Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
  7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
  8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
  9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.
Читайте также:  Соглашение об уплате алиментов на ребенка у нотариуса

Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Где зафиксировать

В журнале вводного инструктажа по БДД.

Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2017 г. № 106.

Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».

График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.

Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:

  • Ф. И. О.;
  • дату рождения;
  • СНИЛС;
  • адрес электронной почты;
  • почтовый адрес;
  • предполагаемые дату, время и место аттестации.

В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:

  • заявление о прохождении аттестации, которое содержит:
    – Ф. И. О.;
    – дату рождения;
    – место жительства;
    – гражданство;
    – место работы и должность;
    – номер телефона;
    – адрес электронной почты;
    – почтовый адрес;
    – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
    – СНИЛС;
    – согласие на обработку персональных данных;
    – подпись;
  • паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
  • документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.

Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.

Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.

Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден.

Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом. Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу.

Если специалист не прошел аттестацию, он может повторно подать заявку на аттестацию не ранее чем через семь рабочих дней после предыдущей аттестации.

Предрейсовый инструктаж проводят перед выездом водителя по маршруту движения впервые, перед перевозкой детей и опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Кто проводит

Предрейсовый инструктаж проводит сотрудник диспетчерской службы.

О чем инструктировать

  1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
  2. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств.
  3. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций.
  4. Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
  5. Безопасность движения в период каникул учащихся.
  6. Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами.
  7. Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов.
  8. Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам).
  9. Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов.
  10. Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей).
  11. Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).

Это указано в пункте 19 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения

Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:

  • вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
  • изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершен или есть угроза совершения террористического акта.

Кто проводит

Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.

О чем инструктировать

  1. Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
  2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.

Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.

Список необходимых документов по БДД

Дополнительно в пакет входят документы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную деятельность автомобильным транспортом и организациям перемещающим грузы и пассажиров грузовыми автомобилями и автобусами для собственных нужд:

  • Должностные инструкции
  • Должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств;
  • Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта;
  • Должностная инструкция лица управляющего легковым автомобилем;
  • Должностная инструкция лица управляющего грузовым автомобилем;
  • Должностная инструкция лица управляющего автобусом.

3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2022 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2022 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.

  • Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
  • Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами;
  • Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
  • Журнал учета измерения дымности;
  • Журнал учета измерения токсичности;
  • Журнал учета измерения токсичности ГБА;
  • Журнал учета надзорных проверок.

На кого распространяются требования

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие грузовые автомобили и автобусы как для коммерческих перевозок, так и по собственным нуждам, обязаны реализовать инструктажи по БДД для водителей.

Проведение инструктажей и фиксирование мероприятий по выдаче инструкций в документах помогает избежать штрафов в случае проверок надзорных органов. Также это защитит ответственных за БДД и руководителей компаний от крупных выплат в случае нарушений, допущенных водителем на маршруте.

Отсутствие прохождения инструктажей водителем грозит выплатой штрафов, закрепленных в КоАП РФ:

10000 рублей для ответственных за БДД;

30000 рублей для ИП и юридических лиц.

Вводный инструктаж по БДД

Проводят сразу после приема на работу. Инструктируемый водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД на предприятии. Инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже и т.п.

О действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка также нужно сообщить водителю во время вводного инструктажа, разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейса, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом. По окончании вносят отметку в журнал регистрации.

Дата

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Марка, государственный номер транспортного средства

С сентября прошлого года висит проблема: Минтруд отменил Межотраслевые правила, ввёл новые, но не внёс соответствующие изменения в проверочные листы! И судя по приведённым ниже разъяснениям Роструд не видит проблемы в том, что инспектор ГИТ вынужден будет при оформлении результатов проверки в обязательном порядке руководствоваться проверочными листами с недействующей нормативкой! Утратившие силу ПОТ Р М-027-2003 фигурируют в проверочных листах № 54, 69, 70, 72.

Как они собираются проверять на основании того, чего уже нет, непонятно. Полагаем, что такие проверки будут аннулироваться в судах с пол оборота.

Друзья, пожалуйста, поделитесь в комментариях опытом организации инструктажей для водителей, в каких случаях вы проводите целевые инструктажи водителям и как оформляете. Возможно, общими усилиями мы придём к взвешенному и самое главное верному решению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *