Как поступать пострадавшему в дорожном происшествии пассажиру

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поступать пострадавшему в дорожном происшествии пассажиру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательно закреплены страховые выплаты, в случае доказательства причинения вреда в ДТП для пассажиров. Максимальная компенсация в 2019 году лимитирована 500 тысяч рублей. При этом можно требовать ущерба возмещение вреда сверх этой суммы. Однако пострадавшему в таком ДТП и находившемуся в любом салоне пассажиру придётся проводить взыскания дополнительно через суд.

Можно ли получить компенсации за причинённый вред

Предполагаются определённые обоснования, которые будут браться в расчёт для определения дополнительных выплат. Одним из них является задержка перечисления установленной суммы пассажиру на срок до 30 суток. Также финансовая часть возрастёт из-за необоснованного отказа пострадавшему в возмещении. Требовать дополнительные документы, касательно ДТП, которые не указаны в законе, страховая компания не имеет права, потому что в результате может лишиться большей суммы.

В зависимости от характера нанесённого вреда здоровью рассчитывается размер выплаты:

  • когда после ДТП имеются переломы 10–100 тыс. руб.;
  • характер повреждения головы может быть разным, что сказывается на сумме, поэтому за зубы – 10 000 руб., сотрясение – 25 000 руб., физическое повреждение глаз – 50 тыс. руб., повреждение лицевых костей до 200 тыс. руб.;
  • если в ситуации придется ампутировать конечности, то страховка при ДТП должна компенсировать 250 тыс. руб.;
  • за повреждение внутренних органов – 200 тыс. руб.;
  • когда удаляются жизненно важные органы – 300 тыс. руб.

Особенности денежных выплат пассажирам, пострадавшим от ДТП

Уже сейчас имеется огромное количество случаев, когда пассажиры различного транспорта получали вред здоровью или имущества в результате ДТП, причем чаще всего эти случаи связаны с наземным автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильные аварии считаются наиболее распространенными и часто встречающимися, а при этом чаще всего они сопровождаются довольно существенным причинением вреда здоровью пассажиров. В результате государственные органы пытаются всеми силами создать наиболее благоприятные условия для нормального и безопасного передвижения пассажирского автотранспорта. Для этого устанавливаются знаки, которые запрещают обгон или же монтируются специальные заграждения, предупреждающие возможность ездить по обочине или тротуару. Также запрещено разговаривать водителю пассажирского транспорта по телефону во время поездки. Плата за проезд должна взиматься только тогда, когда транспортное средство не двигается.

Выплаты пассажирам при ДТП определяются в произвольном виде, поскольку их размер полностью зависит от особенностей причиненного ущерба. Для определения конкретных денежных средств, которые должны быть переданы пострадавшему пассажиру, используется специальный закон, в котором имеется соответствующая шкала. При этом ответственность за ущерб несет не государство, а страховая компания и перевозчик. Именно поэтому современные перевозчики начинают более ответственно относиться к своим обязанностям, поскольку в ином случае они могут стать виновниками ДТП, в результате чего должны будут компенсировать ущерб. Поэтому практически каждый перевозчик заключает на сегодняшний день договор со страховыми компаниями, поскольку при ДТП денежные средства будут выплачиваться фирмой, а если этот договор не будет заключен, то перевозчик самостоятельно должен возмещать весь причиненный ущерб.

Ответственность фирмы-перевозчика

В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.

Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.

Можно ли получить компенсации за причинённый вред

Предполагаются определённые обоснования, которые будут браться в расчёт для определения дополнительных выплат. Одним из них является задержка перечисления установленной суммы пассажиру на срок до 30 суток. Также финансовая часть возрастёт из-за необоснованного отказа пострадавшему в возмещении. Требовать дополнительные документы, касательно ДТП, которые не указаны в законе, страховая компания не имеет права, потому что в результате может лишиться большей суммы.

Читайте также:  Какую помощь можно получить на развитие подсобного хозяйства: субсидии 2023

В зависимости от характера нанесённого вреда здоровью рассчитывается размер выплаты:

  • когда после ДТП имеются переломы 10–100 тыс. руб.;
  • характер повреждения головы может быть разным, что сказывается на сумме, поэтому за зубы – 10 000 руб., сотрясение – 25 000 руб., физическое повреждение глаз – 50 тыс. руб., повреждение лицевых костей до 200 тыс. руб.;
  • если в ситуации придется ампутировать конечности, то страховка при ДТП должна компенсировать 250 тыс. руб.;
  • за повреждение внутренних органов – 200 тыс. руб.;
  • когда удаляются жизненно важные органы – 300 тыс. руб.

Ответственность фирмы-перевозчика

В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.

Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.

Возмещение ущерба через страховую компанию

Для получения страховой выплаты потерпевший пешеход должен как можно скорее уведомить страховую компанию, в которой застрахован владелец автомобиля, о наступлении страхового случая. Пострадавшему придется представить в страховую компанию перечисленные выше документы, подтверждающие факт ДТП и размер причиненного вреда, а также заявление о страховой выплате. Если вред причинен имуществу, то компания может потребовать предоставить для осмотра это имущество (или его сохранившиеся части), а также провести экспертизу.

В течение 30 дней страховая компания должна рассмотреть заявление потерпевшего и произвести страховую выплату либо отказать в возмещении вреда. За каждый день просрочки она должна будет выплатить пени, поэтому решение, скорее всего, будет принято оперативно.

Обращаясь за возмещением ущерба в страховую компанию, необходимо помнить, что размер страховой выплаты (суммы, которую реально сможет получить потерпевший) ограничен Законом об ОСАГО и зависит от вида ущерба. В соответствии со ст. 7 Закона об ОСАГО предельная сумма возмещения составляет:

  • при возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего – 160 т.р.
  • при возмещении вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших – 160 т.р.
  • при возмещении вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего – 120 т.р.

Что делать после оформления ДТП

Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.

Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.

Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.

Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

Как получить компенсацию

Чтобы добиться получения денежного возмещения по страховке, пассажиру нужно обратиться к страховщику, предоставить документы и подать заявление. Оно может рассматриваться до 20 дней. После этого деньги должны быть выплачены, или дан письменный отказ. Обращаться с заявлением нужно в страховую фирму виновника.

В перечень документов включены следующие бумаги:

  • Справка об аварии из Госавтоинспекции, либо из медучреждения.
  • Медзаключение, справки о прохождении лечения, купленных лекарствах, платных операциях.
  • Справка о смерти. Она выдается в отделе ЗАГС. При этом за компенсацией обращаются родственники.
  • Опись имущества пассажира, экспертное заключение, акты работ по восстановлению или ремонту, кассовые и товарные чеки.

Требование выплаты по полюсу ОСАГО и КАСКО

Потерпевший либо лица, получившие право требования возмещения вреда, могут обратиться с требованием выплаты страхового возмещения в страховую компанию в которой была застрахована ответственность причинителя вреда по полису ОСАГО, а также по полису КАСКО, в случае если его условиями застрахована ответственность перед третьими лицами. Кроме того, при обращении в суд с исковыми требованиями непосредственно к причинителю вреда страховую компанию нужно привлечь как соответчика. Если страховая компания истцу не известна, исходя из сложившейся практики работы по таким делам, причинитель вреда сообщает такую информацию суду, ходатайствуя о привлечении страховщика к участию в деле. Привлечение страховщика соответствует интересам потерпевшего, т.к. дает дополнительные гарантии исполнения решения суда о взыскании суммы причиненного вреда.

Размеры страховых сумм

В случае смерти пассажира родственникам выплачивается полная страховая сумма — 2 млн рублей. Также в пределах 25 тысяч рублей будут компенсированы расходы на погребение погибшего. Если пассажир был травмирован по вине перевозчика, то он также получает страховое возмещение. В этом случае размер выплаты зависит от тяжести травмы и рассчитывается на основании таблицы выплат, в которой расписаны возможные виды повреждений и соответствующие им нормативы возмещений. Этот документ утвержден постановлением Правительства РФ № 1164.

Читайте также:  Что положено пожилым кроме пенсий: льготы и скидки в 2023 году

Нередко бывает так, что страховую выплату пассажир получил, но в дальнейшем последствия травмы привели к инвалидности. Тогда он вправе обратиться за дополнительным возмещением. Оно будет рассчитываться как разница между ранее выплаченной суммой по таблице травм и суммой, соответствующей установленной группе инвалидности (I — 100% страховой суммы, то есть 2 млн рублей, II — 70%, III — 50%, «ребенок-инвалид» — 100%). В этом случае следует предоставить заключение медико-социальной экспертизы и справку об инвалидности.

Пассажир – гражданин, заключивший договор перевозки. Такой договор заключается автоматически с момента, когда человек зашел в автобус или другое транспортное средство. Фирма, выполняющая перевозки на регулярных маршрутах, предоставляет всем одинаковые услуги. Человек, зайдя в транспорт, демонстрирует согласие с условиями, а значит, договор действителен. С этого момента пассажир – застрахованное лицо.

Билет, полученный после того, как проезд оплачен, это только часть доказательств заключенного договора. При возникновении спора проездной документ является важным – имея его на руках, гораздо проще доказать, что вы являлись пассажиром. Однако даже когда талончика нет, компенсацию за аварию получить вполне возможно. Веским подтверждением станут видеозаписи с камер в салоне – они установлены в любом транспорте общественного пользования в больших населенных пунктах, а также показания других пассажиров и протокол сотрудников автоинспекции.

Расчет суммы компенсации

Минимальная страховая выплата высчитывается согласно постановлению правительства № 1164. В соответствии с общим правилом, всю сумму выплаты потерпевший получает по завершении лечения. Если здоровью был нанесен тяжкий вред, то частично деньги можно требовать заранее. Для этого необходимо получить медсправку до завершения терапии и отправить ее в страховой орган вместе с заявлением о выплате, протоколом об административном правонарушении и справкой о случившемся инциденте.

Минимальная сумма, на которую перевозчик страхует свою ответственность, составляет 2,5 млн руб. 2 млн – на страхование здоровья. То, каким будет процент от двух миллионов, положенный потерпевшему, будет зависеть от степени серьезности нанесенных в ходе аварии травм и периода восстановления.

К примеру, в постановлении указано: сотрясение мозга гражданин получил в результате ДТП, лечение составит от 10 до 28 дней, и компенсация будет равняться 3% от суммы страхования.

Расчет будет следующим:

  • 100% – 2000 000 (руб);

3% – х;

  • х = 3 х 2 00 000 / 100 = 60 000 (руб.).

Судмедэкспертиза: сроки проведения после ДТП

Законодательство не указывает конкретные сроки проведения процедуры. Причина состоит в том, что нередко следствие нуждается в длительных исследованиях химического, гистологического или биологического характера. Кроме того, конкретные периоды волен назначать суд с учетом особенностей происшествия, указаний следствия и факта подачи иска потерпевшим лицом.

Также для следствия может оказаться достаточно судебно-медицинского освидетельствования, которое отличается более простым порядком проведения.

Пострадавший может по собственной воле либо по направлению сотрудников ГИБДД посетить бюро СМЭ для получения акта освидетельствования.

В отличие от судмедэкспертизы, освидетельствование, как правило, производится непосредственно после дорожно-транспортного происшествия с учетом того, что потерпевший вменяем и находится в физической и психологической дееспособности.

Порядок оформления ДТП

После прибытия на место сотрудников ГИБДД водители могут:

требовать провести фиксацию важной информации;

комментировать любые действия представителей власти, выражать возражения.

Аварийный комиссар вправе ознакомиться с документами, защищать интересы своего клиента.

Протокол, оформляемый на месте ДТП, должен содержать достоверные сведения, а участники аварии обязаны ознакомиться с ним и подписать его. Если автомобилист не согласен с информацией, указанной в протоколе, не стоит отказываться его подписать, необходимо дать письменные комментарии в документе и пояснить, как и что происходило на самом деле.

Мы рекомендуем не подписывать протокол с пустыми строками и убедиться, что все замечания записаны верно.

Протокол должен содержать достоверные данные:

о техническом состоянии ТС;

все контакты очевидцев и участников ДТП.

Схема аварии должна содержать полные сведения о состоянии дороги, светофорах, дорожной разметке.

Вина участников столкновения зависит от нескольких факторов:

состояния дороги, наличия выбоин, предупреждающих знаков, дорожной разметки, покрытия;

погодных условий: туман, дождь, гололед;

технического состояния машины.

Погодные условия и прочие перечисленные условия, не позволяющие своевременно справиться с аварийной ситуацией на дорогах, попадают в основной перечень причин ДТП. Отражение этих факторов в протоколе может смягчить наказание при рассмотрении дела в суде.

Если виновное лицо находилось под воздействием наркотиков или алкоголя, установление этого факта станет основанием для лишения его водительского удостоверения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *