Статья 80 Земельного кодекса. Фонд перераспределения земель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 80 Земельного кодекса. Фонд перераспределения земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Цели создания фонда перераспределение земель

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
Читайте также:  Система оплаты труда у преподавателей СПО

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Кому могут быть переданы земли фонда?

Ответ на этот вопрос так же кроется в действующем законодательстве. Если точнее, то наделы имеют возможность получить:

  • Обычные граждане России, планирующие использовать наделы по прямому предназначению.
  • Разного рода товарищества и хозяйственные общества.
  • Предприятия, являющиеся унитарными и принадлежащие муниципальным органам или государству.
  • Кооперативы, как потребительские, так и производственные.
  • Различные объединения коммерческой и некоммерческой направленности.
  • Разрешённые на территории Российской Федерации организации религиозного характера.
  • Учреждения образования, занимающиеся непосредственно подготовкой определённых специалистов.
  • Казачье сообщество.
  • Объединения малых народностей, проживающих в России.

Отметим! Для того чтобы получить земельный участок из данного фонда, потребуется изучить законодательство и обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим прошением.

Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Как происходит формирование фонда

Наполнение специального фонда распределения земель осуществляется за счет присоединения участков сельскохозяйственного назначения, которые по ряду причин стали свободными от эксплуатации и были куплены государственными структурами в рамках традиционной правовой сделки.

Формирование фонда перераспределения земель происходит при добровольном отказе граждан от территории. Участок становится бесхозным. А полномочия переходят государству.

Принудительное изъятие земли регулируется статьей 49 Земельного кодекса РФ. Если территория изымается в интересах государства, может быть предусмотрен ее выкуп. Если земля изымается по решению суда, собственнику денег не выплачивается.

Массивы, исключенные из оборота, переходят в фонд запаса, но целевое назначение изменению не подлежит.

Когда Земельный кодекс еще не вступил в действие, формирование фонда перераспределения земель выполнялось согласно постановлению Президиума ВС РСФСР и Совета Министров №891-1. В соответствии с этим актом примерно 10 % земель было изъято из колхозов и совхозов для внесения в фонд. Из него планировалось обеспечить наделами для кошения сена и иных нужд крестьянские хозяйства.

Читайте также:  Компенсация сотрудникам полиции в 2023 году

Другим источником стали излишки наделов, которые появились в результате образования общей собственности при приватизации территорий колхозов и совхозов и их реорганизации. Регистрация прав должна была закончиться до 1993 года.

Еще одним источником образования фонда перераспределения сельскохозяйственных земель стали лесные наделы, которые не были заняты насаждениями, а также запасные территории.

Охрана и рациональное использование почв (стр. 1 из 2)

  • В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на:
  • 1. земли сельскохозяйственного назначения
  • 2. земли населенных пунктов;
  • 3. земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения;
  • 4. земли природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения;
  • 5. земли лесного фонда;
  • 6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов.

Землями запаса являются все земли, не представленные во владение и долгосрочное пользование. Земли запаса предназначаются для представления во владение, пользование и аренду.

  1. Охрана земли включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту от расхищения, необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий, в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки.
  2. Охрана земель и их рациональное использование осуществляются на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей.
  3. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, породы и другие компоненты окружающей среды.
  4. Охрана земель предусматривает:
  5. 1. Защиту земель от водной и ветряной эрозии, солей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения, к которым относят:
  6. – рекультивацию нарушенных земель, повышения их плодородия и других полезных свойств;
  7. – снятие и сохранение плодородного слоя почвы (при планировке участков), с тем чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий;
  8. – установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.
  9. Все земледельцы, землепользователи и арендаторы, независимо от форм и сроков использования земель, осуществляют работы по защите и повышению качества земель за счет собственных средств и несут ответственность за ухудшение экологической обстановки на своем земельном участке и сопряженной территории, связанное с их деятельностью.
  10. В 1992 году правительство Российской Федерации приняло постановление «Об учреждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель являются:
  11. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ и его органы на местах, Госкомитет по охране окружающей среды РФ и его органы на местах, Санитарно-эпидемологическая служба РФ, Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и местные органы архитектурно-строительного надзора.

Для обеспечения рационального использования и охраны земель большое значение имеет Земельный Кадастр, который содержит информацию о землях всех категорий. Данные Государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании, использовании и охране земель и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Земельный кадастр составляется с использованием Мониторинга Земель. Мониторинг Земель – это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и установления последствий негативных процессов.

Возрастающая интенсивность с-х производства, в том числе и в земледелии, сопровождается и более активным его влиянием на окружающую природную среду.

Рациональное
использование земель является главной
задачей российского земельн. зак-ва.

Рациональное использование земли –
это исп-е, отвечающее интересам общества,
собственников и пользователей земли,
обеспечивающее наиболее целесообразное
и экономически выгодное использование
полезных св-в земли в процессе пр-ва, и
обеспечивающее оптимальное взаимодействие
с окр. средой, охрану и воспроизводство
ЗР.

Согласно ст 285 ГК
РФ зем.уч.

может быть изъят у собственника,
если использование участка осуществляется
с грубым нарушением правил рационального
использования земли, установленных
земельным законодательством, т.

е если
участок используется не в соответствии
с его целевым назначением или его
использование приводит к существенному
снижению плодородия с/х земель либо
значительному ухудшению экологической
обстановки.

Рациональное
использование земель предполагает
обеспечение такого исп-я, при котором
учитываются географические,
природно-климатические, ландшафтные и
почвенные характеристики земель,
потребности в создании комфортных и
безопасных условий для проживания и
жизнедеятельности населения в сочетании
с интересами экономически эффективного
ЗП-ния, сохранения целостности зем.уч.
и предупреждение их дробления, охраны
земель и других природных объектов,
предупреждения опасных негативных
изменений в их состоянии. Одним из
средств обеспечения рационального
ЗП-ния являются мероприятия по
землеустройству территории.

В соответствии со
ст.

14 78-ФЗ «О землеустройстве» планирование
и орг-я рационального использования
земель и их охраны проводятся в целях
совершенствования распределения земель
в соответствии с перспективами развития
экономики, улучшения организации терр-ий
и определения иных направлений
рационального использования земель и
их охраны в РФ, субъектах РФ и МО.
Планирование и орг-я рационального
использования земель и их охраны вкл.
в себя следующие основные виды работ:

  • — разработка
    предложений о рациональном использовании
    земель и об их охране;

  • природно-сельскохозяйственное
    районирование земель.
  • Планирование и
    орг-я рационального использования
    земель и их охраны в городских и сельских
    поселениях проводятся в соответствии
    с градостроительной документацией.
  • При рациональном
    использовании земли:
  • 1.осуществляются
    охрана и воспроизводство продуктивных
    и иных полезных свойств З;
Читайте также:  Трудовой договор с заведующим производством (шеф-поваром) (срочный)

2.наиболее полно
учитываются природные и экономические
условия и свойства конкретных зем.уч.;

3.достигается
высокая эффективность производственной
и иной деят-ти;

4.обеспечивается
оптимальное сочетание общественных,
коллективных и личных интересов в
использовании З.

  1. Проблема рационального
    и эффективного использования ЗР
    непосредственно связана с созданием и
    ведением ЗК (ГКН) и ЗУ.
  2. Виды ЗУ работ,
    направленные на рациональное и эффективное
    использование земель:
  3. — разработка
    прогнозов, региональных схем и программ,
    схем использования ЗР и схем ЗУ;
  4. — установление на
    местности границ административно-территориальных
    образований;
  5. — разработка и
    составление проектов, образование новых
    и упорядочение существующих з/в и з/п-ий
    с устранением неудобств в расположении
    земель, установление зу в натуре,
    подготовка ЗУ-й документации;

Земли, входящие в фонд

Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.

В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:

  • от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
  • если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
  • принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.

В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.

В процессе инвентаризации выявляются:

  • документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
  • используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
  • отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
  • земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.

Понятие фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий. Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством. Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках. Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *