Разбираемся в вопросах перераспределения земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся в вопросах перераспределения земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Законодательный аспект

Законодательство обозначает комплексные кадастровые работы, как деятельность, которая ведется на всех участках, расположенных в рамках кадастрового квартала одновременно.

К таким участкам принадлежат:

  • наделы, сведения о которых в Едином государственном реестре недвижимого имущества не соответствуют законодательству в вопросе местоположения их границ (закон №218-ФЗ);
  • территории, занятые объектами общего пользования (скверами, набережными, бульварами, улицами), если их размещение утвердили постановления градостроительной комиссии;
  • объекты завершенного и незавершенного строительства, если права на такую деятельность дает закон №218-ФЗ.

Во время выполнения комплексных кадастровых работ преследуются такие цели:

  • более точное обозначение границ надела;
  • устанавливается местоположение объектов строительства на земельных участках;
  • формирование новых земельных наделов, на которых располагаются здания, в том числе и жилые дома (исключением являются линейные объекты);
  • образование участок земли, выделенной под общее пользование;
  • исправляются ошибки, которые были сделаны в реестре.

Для выполнения комплексных кадастровых работ существует определенный порядок действий. Допускается повторное проведение процедуры для кадастрового квартала.

Нормативные акты по формированию земельного участка

Что касается нормативных актов, которые устанавливают порядок формирования земельного участка, то, разумеется, без них не обойтись. Регламент будет в таких делах совершенно необходим.

В перечне таких актов будут:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2004 № 189-ФЗ (ред. От 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
  2. Поскольку формирование любого участка подразумевает постановку на кадастровый учет, тут же будет и «Закон о кадастре», полностью — Федеральный закон от 24. 07. 2007 №221-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 29. 12. 2004 №191-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ №576 от 07. 08. 2002 г.
  5. Постановление Правительства РФ № 1223 от 26. 09. 1997 г. (с изменениями от 21.08.2000 г.).
  6. Приказ Министерства Юстиции РФ №29 от 14. 02. 2007 г.

Порядок согласования границ земельного участка – межевание или вынос точек

Если ваш надел не расположен в «чистом поле», нужно будет договориться о межевании с соседями. Они (плюс Председатель Правления, если у вас участок в садовом/дачном товариществе) должны будут письменно подтвердить, что согласны с границами участка. Известить соседей/председателя вы должны сами.

Поэтому, хоть мы и писали, что присутствие хозяина надела во время процедуры не требуется, возможно вам лучше приехать на место. Ведь соседи/председатель должны быть там, чтобы поставить соответствующие подписи. Во избежание недоразумений лучше проконтролировать все самому.

«Территориальные споры» с соседями необходимо урегулировать заранее. Если это невозможно – письменно фиксируйте факт отказа, ищите все старые документы, свидетельствующие о вашем праве на спорные «куски», нанимайте опытного юриста и обращайтесь в суд. Дело это длительное и недешевое.

Поэтому, если речь идет о паре действительно спорных квадратных метров, иногда предпочтительней уступить, чтобы избавить себя от лишних хлопот и затрат. Если же сосед «совсем совесть потерял» — судитесь.

Судебная практика оптимистична – большинство обоснованных претензий истцов удовлетворяется.

Плюсы и минусы межевания

По мнению экспертов, плюсов земельного участка без межевания нет, а вот минусов много. Отсутствие границ земельного участка может привести к юридическим проблемам с землей. «Например, это могут быть споры с соседями по границам земельного участка (все хотят больше грядочек). Собственник участка без точных границ может лишиться кусочка своей земли», — предупредила эксперт Кадастровой палаты.

Читайте также:  Судебная практика по делам, связанным с брачным договором

Грамотно проведенная процедура межевания станет сильным правовым подспорьем в случае возникновения спора между владельцами двух соседних участков.

Продать такой участок будет сложнее — вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.

Также межевание помогает исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. «Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — пояснила Марина Рыцарева.

Процедура позволяет получить разрешительную документацию для строительства или проложить коммуникации на участке, добавила Ольга Полубкова. Только после уточнения границ и внесения их в реестр земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.

К минусам межевания можно отнести лишь затраты — временные (на это уйдет 10–14 рабочих дней) и финансовые (услуга платная).

Разновидности совершаемых перераспределений: классификация

Законодательством определяются следующие разновидности возможного изменения земельных границ, различаемые в зависимости от категории собственника:

  1. Перераспределение наделов, пребывающих в собственности граждан и юридических лиц (организаций). В этом случае изменение территориальных пределов земельных участков осуществляется путем заключения особого соглашения между заинтересованными землевладельцами. Государственные органы составляют разрешительную документацию.
  2. Перераспределение исключительно тех землевладений, которые пребывают в муниципальной собственности. Реализуется при передаче государственных земель между конкретными ведомствами.
  3. Изменение границ двух смежных наделов, один из которых пребывает в законной собственности частного лица, а другой – принадлежит государству.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2022 года

С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.

Стоимость перераспределения земельных участков

Расширение изначально установленных размеров частных землевладений, в итоге проведения мероприятий по перераспределению данных объектов и участков, являющихся собственностью государства или муниципалитета, происходит на возмездной основе.

Размер оплаты при этом устанавливается:

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.
Читайте также:  Как заполнить декларацию 3-НДФЛ при продаже квартиры, дома и земли

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

Перераспределение земельных участков с государственной или муниципальной землей

Основания для процедуры указаны в статье 39.27 Земельного кодекса РФ. Перераспределению подлежат муниципальные земли и участки:

  • не предоставленные ранее в пользование частным лицам и не обремененные правами частных лиц за исключением сервитутов;
  • предоставленные в пользование одному лицу с его согласия на одном виде права.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:

  • Исходные земельные участки расположены в пределах застроенной территории, на которую подписан договор о развитии. Цель процедуры – приведении границ в соответствие с проектом межевания.
  • Границы участков приводятся в соответствие с проектной документацией для устранения ошибок – вклинивания и вкрапления смежных владений, изломанности границ, чересполосицы. Площадь новообразованного участка не должна превышать допустимые законодательством граничные лимиты.
  • Муниципальные земли и участки перераспределяются для выделения наделов под садоводство или огородничество, ведение дачного или личного подсобного хозяйства;
  • Участки изымаются для муниципальных нужд при строительстве линейных или иных капитальных объектов недвижимости.

Процедура требует обязательного заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документ должен содержать обязательства сторон по обеспечению образования земельных участков, включая следующие моменты:

  • распределение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию участков;
  • информацию о правах, возникающих на образуемые участки.

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, не допускается, если:

  • Территории находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, отсутствует согласие указанного лица, данное в письменной форме.
  • Проектом межевания территории или схемой расположения участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек.
  • Границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
  • Имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка.

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Как используются земли фонда

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.

Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

  • для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  • для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
  • для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  • для выпаса скота или сенокоса;
  • для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  • заключение договора аренды;
  • в рамках федеральных и муниципальных законов.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:

  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.
Читайте также:  категория ам в беларуси на чем можно ездить 2021 году

Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.

Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

  • Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

  • Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

  • Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.

Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *