Формы таможенного контроля ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы таможенного контроля ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Цели таможенного контроля

Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:

  • устный опрос;
  • проверка данных и документации;
  • досмотр и личный досмотр;
  • наблюдение;
  • получение объяснений;
  • исследование маркировки продукции;
  • осмотр территорий и помещений;
  • проверка системы учета и отчетности;
  • товарный учет.

ТК после выпуска товаров

Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).

Объектами таможенного контроля после выпуска товаров могут стать те объекты, которые были ввезены на территорию таможни, нарушая следующие критерии:

  • не предъявлены документы, которые бы подтверждали соблюдение условий законодательства;
  • указанные в ДТ товары не предоставлены или их место нахождения не доказано.

Анализ порядка контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС

ТК ЕАЭС устанавливает порядок действий таможенного органа при проведении контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. На основании такого порядка был разработан алгоритм действий таможенных органов при проведении проверки документов и сведений. Можно условно разделить процесс контроля таможенной стоимости на три этапа в соответствии с тремя запрашиваемыми комплектами документов.

Сначала таможенным органом запрашивается первый комплект документов — лишь тех, которые заявлены в 44 графе ДТ, но не были представлены декларантом, что изображено на рис. 2. С нашей точки зрения, такие документы и не могут устранить основания для назначения данной формы таможенного контроля. В том случае, если такие документы представлены не были, таможенный орган «отказывает в выпуске товаров», а если были и признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости не обнаружены (то есть таможенный орган должен успеть проанализировать представленные документы), таможенный орган принимает решение о выпуске товаров.

----------------------------------¬ -----------------------------------¬
¦ Подача ДТ +----+Подача ДТ не сопровождалась ¦
¦ ¦ ¦представлением документов, ¦
L----------------T----------------- ¦подтверждающих сведения, ¦
V ¦заявленные в ней ¦
----------------------------------¬ L-----------------------------------
¦ Выявлены риски ¦
L----------------T-----------------
V
----------------------------------¬ -----------------------------------¬
¦Запрос документов, подтверждающих¦ ¦Документы должны быть представлены¦
¦заявленную таможенную стоимость¦ ¦декларантом не позднее чем за 4¦
¦из графы 44 ДТ (п. 1 ст. 325 ¦ ¦часа до истечения срока выпуска¦
¦ТК ЕАЭС) ¦ ¦товаров ¦
L----------------T----------------- L-----------------------------------
V
----------------------------------¬нет -----------------------------------¬
¦ Документы предоставлены? +--->¦ Отказ в выпуске товаров ¦
L----------------T----------------- L-----------------------------------
V да
----------------------------------¬
¦Выявлены признаки недостоверности¦нет -----------------------------------¬
¦или документы не подтверждают +--->¦ Выпуск товаров ¦
¦заявленную таможенную стоимость ¦ L-----------------------------------
L----------------T-----------------
V да
----------------------------------¬
¦Запрос дополнительных документов ¦
¦ (этап 2) ¦
L----------------------------------

Рис. 2. Первый этап проведения контроля таможенной стоимости

В случае представления документов и выявления признаков недостоверности таможенной стоимости либо представления документов, которые не подтверждают заявленные сведения о таможенной стоимости, запрашивается второй комплект документов (дополнительный пакет документов — по сути, производится дополнительная проверка) и выпуск товаров происходит при условии внесения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (рис. 3). Если в сроки выпуска дополнительные документы не представлены и не внесено обеспечение, в выпуске товаров отказывают.

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.

Читайте также:  Правила продажи автомобиля в 2023 году: как безопасно продать авто

331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Обязательство или документ? // ВС выяснял, что такое гарантия производителя
  • О товарных чеках: заполнение, выдача
  • Какой штраф грозит за проезд по платной дороге без оплаты?
  • Виза в Испанию для россиян — 2021: как самостоятельно оформить
  • Отличие кредита и кредитной карты — чем кредитка отличается от кредита
  • Учет финансовых гарантий
  • О чем свидетельствует судебная практика по банкротству физических лиц?

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Изменения в статусе уполномоченного экономического оператора

Таможенный кодекс ЕАЭС благоволит развитию института уполномоченного экономического оператора, рассматривая этих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, как партнеров государства, а не потенциальных нарушителей. Согласно новому ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения.

При включении УЭО в соответствующий реестр ему выдается свидетельство, которые делятся на три типа и предоставляют различный комплекс специальных упрощений. В отношении УЭО предусмотрены преимущества при проведении таможенного контроля. Например, установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню риска, что влияет на решение о не проведении досмотра или осмотра товаров. Также УЭО могут в упрощенном режиме воспользоваться правом выпуска товаров до подачи декларации, предварительного таможенного декларирования, подачей неполной, периодической декларации.

Итоги. Принятие нового кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего столь важный и объемный перечень вопросов на международном уровне, вносит значительные коррективы в работу субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Помимо перечисленного в статье, Таможенный кодекс ЕАЭС изменил подход к представлению предварительной информации, к проведению таможенных процедур (в новый кодекс перенесены все процедуры, включая процедуру свободного склада и свободной таможенной зоны), порядок, формы и сроки проведения таможенного контроля. В следующей работе мы проанализируем эти положения и дадим им оценку.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип «электронной таможни» и максимального отказа от «бумаги». «В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно», — рассказал «Российской газете» министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

Читайте также:  Зачем нужна временная регистрация и как её оформить

«При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, — поясняет Мукай Кадыркулов. — В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения — начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение — будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, — это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос — требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные».

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев — четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

«В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, — говорит Мукай Кадыркулов. — Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения».

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС — 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО — 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане — по 3, в Армении — 2», — рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, — рассказал он. — Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие — около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Читайте также:  Условия перевозки детей в автомобиле в 2023 году

Кроме того, что четко названы таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости (таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура), изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».

В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в Кодексе ЕАЭС вообще отсутствует, а вместе с ней и соответствующая «процедура». Можно было бы сказать, что взамен появился новый вид таможенной декларации — декларация таможенной стоимости, однако она имеет другое «предназначение» и оформляется только при наличии дополнительных расходов.

Точно так же отсутствует в новом законодательном акте и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).

Обратите внимание на формулировку: в ТК ТС акцент ставится на недостоверность заявленных сведений, в ТК ЕАЭС — на документальное подтверждение этих сведений!

В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», — пояснил Владимир Орловский.

Свободная таможенная зона

По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», — пояснил он.

Не менее существенное новшество — возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.

Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», — заверил Владимир Орловский.

В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.

Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом — так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России — трех, для Армении, Казахстана и Кыгызстана — по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.

Правовые акты в развитие кодекса

Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.

Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.

«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», — отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.

Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 — к вопросам правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.

«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», — сказал Владимир Орловский.

Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», — сказал первый зампред.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *