Иностранное усыновление: почему за, почему против

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранное усыновление: почему за, почему против». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Усыновление детей гражданами другого государства получило распространение после второй мировой войны. Увеличилось так называемое международное усыновление после окончания военных действий в Северной Корее, когда многих из осиротевших корейских детей сирот усыновляли покидавшие эту страну американские военнослужащие. Как следующий этап в развитие усыновления детей и иностранцами рассматриваются 60-е годы, когда появилась тенденция к усыновлению детей из стран, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х к началу 90-х годов все чаще стали брать за усыновление детей из некоторых европейских, государств, особенно из Румынии, где можно было оформить усыновление у нотариуса как простую гражданско-правовую сделку.

Особый порядок усыновления для граждан США

Особый порядок ограничений для международного усыновления установлен в РФ для граждан США. Он определён в ФЗ №272, принятом в 2012 году. Этот закон известен в народе, как Закон Димы Яковлева. У многих людей после принятия этого закона сложилось мнение, что он полностью запрещает американцам усыновлять российских детей.

ФЗ №272 предусматривает создание списка американцев, которые были виновны в каких-либо нарушениях прав и свобод человека. Такие лица не допускаются к усыновлению. В отношении их применяются определенные виды ограничений. В частности, запрет на усыновление.

В 2017 году ЕСПЧ принял решение о признании ФЗ №272 незаконным вследствие ущемления прав американцев на усыновление. Решение этого суда не признано российской властью и в настоящее время обжалуется.

Миф четвёртый: американцы – ангелы с крыльями

Нет, конечно, американцы – не ангелы. И зачастую, усыновляя наших сирот, они решали свои проблемы; это нормально. Просто нужно иметь в виду, что к некоторым вопросам в наших странах всё-таки подходят по-разному.

В России до сих пор сильна тенденция к патриархальному устройству, когда чуть не главным событием в жизни женщины считается замужество. Отсюда – сравнительно большое число ранних браков, нередко, что называется, «по залёту». И, что бы мы ни говорили, во многих, особенно депрессивных, регионах такая ситуация социально поощряема.

То есть, работы нет, количественное соотношение между мужчинами и женщинами не слишком благоприятное, а значит, матримониальная стратегия похожа на бег вперегонки: кто раньше начал, тот быстрее добежал. Ну, а после «как честный человек он обязан жениться», возникает ситуация «вот пусть муж и кормит».

Только количество ни работы, ни зарплаты такие женские хитрости не увеличивают. Как итог – попытки «устроиться» повторяются вновь и вновь – первый ребёнок, второй. А в регионах, где деньги есть, появились, как говорят, многодетные матери-одиночки, которые не регистрируют брак, даже если семья фактически есть, – так пособия больше.

Усыновители же, что наши, что иностранные – это, как правило, люди не слишком молодые и уверенно стоящие на ногах. Иначе они просто по требованиям опеки не пройдут. Так вот, в случае с американцами, которые зачастую в брак вступают позже, усыновлённый ребёнок – это выигрыш нескольких лет по сравнению с вторым-третьим своерожденным, который мог бы быть слишком поздним.

Бывали и случаи, когда, прикинув собственную не слишком благоприятную наследственность, семьи предпочитали возиться с диагнозами даже нездорового сироты. У него, по крайней мере, все проблемы уже случились – не так страшно. Да и расходы на некоторые хирургические операции в Америке (кстати, в отличие от Европы) готовы покрыть страховые компании.

И, наконец, не поверите, по моим впечатлениям, в Америке весьма сильны христианские тенденции, причём в каком-то таком практическом приложении. То и дело в переписках мелькают фразы вроде «наша церковь нас поддержала». А уж об именах, даваемых американцами своим и российским детям, будь я лингвистом, вообще написала бы научную работу.

Представляете себе мальчика по имени Антон Иезекииль? А вот именно так его теперь зовут.

В прошлом году иностранные граждане усыновили российских детей – 3355 малышей-сирот. Отметим, что детей-инвалидов, а также детей, имеющих нарушение здоровья, иностранные лица принимают в семью чаще, чем российские граждане.

Объяснение этому – больные дети, дети-инвалиды требуют на свое лечение немалые средства, а иностранцы могут позволить себе потратить эти деньги на их лечение.

Российские семьи принимают больных детей в свою семью, получают пособия на их оздоровление, однако, при усыновлении никаких пособий не предполагается. Вот поэтому если российские семьи берут детей, имеющих проблемы со здоровьем, то только под опеку, при этом дети имеют право на пособия.

Главным условием передачи российских сирот на воспитание иностранным гражданам является отсутствие возможности их усыновления на территории РФ, что подтверждается документально органами опеки.

Также существует еще несколько условий:

  • сироты, оказавшиеся без родительской опеки, должны находиться в базе данных единого федерального реестра не менее 12 мес.;
  • по решению суда осуществляется проверка данных о детях-сиротах, потому как часто случалось, что заведомо были внесены недостоверные данные для фактической «продажи» иностранным лицам;
  • документальное доказательство органов опеки о том, что их сотрудники пытались устроить сирот на воспитание российским семьям;
  • суд должен выяснить причины отказа семей РФ от усыновления, сопоставить данные потенциальных родителей с данными органов опеки.

Интерес россиян к принятию детей в семьи падает

Вместе с уходом из России иностранных усыновителей интерес к принятию детей в семьи падает и внутри страны. Люди, которые хотели бы взять на воспитание ребенка, должны встать на учет в органах опеки и попечительства или в региональный банк данных. Те, кто нашел своего будущего ребенка, снимаются с учета. В идеальных обстоятельствах каждый год этот «банк приемных родителей» должен терять тех, кто уже нашел своих детей, и пополняться новыми людьми, решившими взять ребенка к себе в семью. В России этот механизм перестал работать.

С 2010 года с каждым годом увеличивается количество тех, кто снимается с учета, так и не найдя своего ребенка. В это же время количество тех, кто снимается с учета в связи с принятием в семью ребенка, падает. Если в 2013 году 91% родителей ушли в связи с принятием ребенка и только 9% ушли, не дождавшись ребенка, то к 2019 году без ребенка ушли 31% несостоявшихся приемных родителей.

Какие потребуются документы?

Если иностранные граждане принимают решение о том, чтобы взять малыша из российского детского дома или интерната, ими должны заранее подготавливаться определенные документы, передаваемые органам попечительства и суду. К ним относятся бумаги:

  • паспорт иностранного гражданина, который должен признаваться в России как документ, удостоверяющий личность;
  • правильно составленное прошение, на основании которого просят граждане об усыновлении ребенка, причем в нем должна иметься отметка, что они были ознакомлены со всей информацией о детях, находящихся в базе;
  • анкета, включающая сведения о потенциальных усыновителях;
  • подписка, подтверждающая возможность регистрации усыновленного малыша в консульстве РФ;
  • подписка, разрешающая работникам органам попечительства России обследовать жилище иностранцев, чтобы убедиться в наличии оптимальных жилищных условий;
  • документация, подтверждающая, что в стране, где будет жить ребенок, запрещены однополые браки;
  • заверение в письменном виде от органов опеки другой страны, которое удостоверяет, что место жительства граждан соответствует многочисленным требованиям;
  • свидетельство о том, что претенденты на усыновление прошли специальную подготовку, необходимую всем приемным родителям.

Отсутствие даже одного документа может стать основанием для отказа.

Правила составления заявления в суд

Обязательно процедура усыновления русского малыша требует рассмотрения дела в суде. Потенциальные усыновители должны вышеуказанные документы подготовить и передать судье. Дополнительно формируется заявление, в которое вносятся нужные сведения:

  • информация о самих усыновителях;
  • прописывается, в какой именно стране будет проживать ребенок;
  • приводится точный адрес места жительства иностранцев;
  • включаются полные сведения о самом несовершеннолетнем, а именно о месте его регистрации, об имеющихся родственниках, братьях или сестрах, а также должны включаться сюда данные о родителях;
  • указывается причина усыновления;
  • прописывается непосредственное ходатайство, представленное прошением о смене данных малыша и месте его проживания.

Документация должна составляться только на русском языке, причем правильность перевода должна подтверждаться работниками российского консульства.

Кто может представлять интересы усыновителей

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:

  • Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
  • Направлять документы в суд;
  • Оказывать консультационную поддержку;
  • Оформлять приглашения и визы;
  • Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
  • Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.

Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.

Интерес россиян к принятию детей в семьи падает

Вместе с уходом из России иностранных усыновителей интерес к принятию детей в семьи падает и внутри страны. Люди, которые хотели бы взять на воспитание ребенка, должны встать на учет в органах опеки и попечительства или в региональный банк данных. Те, кто нашел своего будущего ребенка, снимаются с учета. В идеальных обстоятельствах каждый год этот «банк приемных родителей» должен терять тех, кто уже нашел своих детей, и пополняться новыми людьми, решившими взять ребенка к себе в семью. В России этот механизм перестал работать.

Читайте также:  Как обжаловать штраф за маску через госуслуги

С 2010 года с каждым годом увеличивается количество тех, кто снимается с учета, так и не найдя своего ребенка. В это же время количество тех, кто снимается с учета в связи с принятием в семью ребенка, падает. Если в 2013 году 91% родителей ушел в связи с принятием ребенка и только 9% ушли, не дождавшись ребенка, то к 2019 году без ребенка ушел 31% несостоявшихся приемных родителей.

Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?

Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.

Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:

  • Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
  • Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
  • Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
  • Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
  • Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
  • Помогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
  • Принимать участие в судопроизводстве.
  • Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
  • Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.

Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.

Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.

Усыновление (удочерение) детей – один из институтов семейного права, юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между детьми и родителями.

Дети нуждаются в родителях, их опеке и защите, в детских домах они не могут получить достаточного внимания и любви, поэтому усыновление является наиболее приемлемым способом защитить права ребенка, оставшегося без попечения.

Данная тема в настоящее время достаточно актуальна, поскольку, хоть в последнее время и наблюдается тенденция уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей, но еще нет причин полагать, что в скором времени все детские дома и дома малюток закроются, и необходимо всеми силами стремиться к такому исходу, и в первую очередь законодательно. Необходимо привлечение иностранных граждан к усыновлению российских детей, поскольку главная задача состоит в том, чтобы дети росли в семье.

Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе усыновления детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами.

Предметом является действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее усыновление детей-граждан РФ иностранными гражданами.

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательства об усыновлении детей-граждан РФ иностранными гражданами, выявление проблем, возникающих в ходе такого усыновления, а также поиск путей совершенствования законодательства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить порядок усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами;
  2. Исследовать правовое положение международных организаций, занимающихся международным усыновлением;
  3. Выявить проблемы отмены усыновления на современном этапе;
  4. Проанализировать общие проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами;
  5. Рассмотреть последствия принятия так называемого «Закона Димы Яковлева»

Учет несовершеннолетних детей, подлежащих усыновлению, ведется в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок учета лиц, желающих усыновить ребенка, определяют нормативные акты субъектов РФ исходя из Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории России.

Согласно разделу II этих Правил граждане ставятся на учет по заключению органа опеки и попечительства об их возможности быть усыновителями.

В свою очередь, такое заключение готовится на основании:

— заявления кандидата в усыновители

— краткой автобиографии;

— справки с места работы с указанием должности и заработка либо декларации о доходах;

— документов, подтверждающих право собственности или пользования жилым помещением;

— справки органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья;

— медицинского заключения о состоянии здоровья;

— копии свидетельства о браке, если он заключен;

— акта обследования условий жизни кандидата.

Информация о ребенке, который может быть усыновлен, и право его посещать даются только лицам, поставленным на учет.

Если кандидаты в усыновители не подобрали ребенка по месту своего жительства, они могут обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В этом случае они получают доступ в вышеназванный банк данных и вправе поместить в этот банк информацию о себе.

Иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России.

Читайте также:  Материальная помощь от работодателя при рождении ребенка

Для получения этого разрешения указанные лица представляют через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России, следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка;

— согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

— согласие родителей ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

— заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

— иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами РФ, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами РФ, никогда не проживали на территории России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.

Усыновление ребенка в этих случаях производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства) (п. 33 Правил передачи детей на усыновление).

Важно знать, что закон не требует постановки на учет отчима (мачехи), чтобы усыновить пасынка или падчерицу, бабушки (дедушки), чтобы усыновить внука или внучку, других близких родственников.

Выявлять и устраивать детей, оставшихся без родителей или без их попечения, вправе:

— орган опеки и попечительства;

— соответствующий орган исполнительной власти — региональный (например, Комитет образования г. Москвы) и федеральный (Министерство образования и науки РФ);

— специально уполномоченная иностранным государством организация — в силу международного договора или на условиях взаимности.

Причем ни одна из перечисленных структур не вправе извлекать из этого какой-либо выгоды.

Действия любых других юридических и физических лиц от имени и в интересах тех, кто желает усыновить детей, закон объявляет посредническими и категорически запрещает.

Ответственность за такие действия предусмотрена ст. 5.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью).

Вышеназванные российские структуры должны соблюдать Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитанием в семьях усыновителей на территории России.

Помимо этого Правительством РФ утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории России и контроле за ее осуществлением[13].

Для работы в России названным органам и организациям необходимо получить:

— разрешение на открытие представительства — иностранным государственным органам и организациям;

— разрешение на осуществление деятельности по усыновлению иностранным некоммерческим неправительственным организациям. Оно выдается, если организация осуществляет такую деятельность на территории своей страны не менее пяти лет. Разрешения не требуется, если организация уже была аккредитована в установленном порядке и подала уведомление о создании на территории Российской Федерации своих представительств в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 282.

Указанные разрешения выдает Министерство образования и науки РФ.

Представительство соответствующей иностранной организации вправе:

— представлять документы иностранных кандидатов в усыновители:

— комитетам по образованию (аналогичным органам субъектов РФ) или Министерству образования и науки РФ;

— в суд;

— получать производную информации о ребенке по заявлению кандидатов в усыновители;

— оформлять приглашения и оказывать визовую поддержку кандидатам в усыновители;

— участвовать в судебных заседаниях, получать решения суда об усыновлении;

— содействовать усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы России;

— осуществлять иную деятельность по представительству их интересов на территории России.

Деятельность федеральных органов в данной сфере координирует Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ.

Запрещено усыновление детей гражданами из США, а также других стран, где возможны однополые браки:

  • Италия.
  • Великобритания.
  • Нидерланды.
  • Бельгия.
  • Испания.
  • Канада.
  • Норвегия.
  • Швеция.
  • Дания.
  • Португалия.
  • Исландия.
  • Аргентина.
  • Канада.
  • Мексика и пр.

Процедура не проводится также:

  • с лицами, которые не состоят в официальном браке;
  • с однополыми парами;
  • гражданами имеющими неснятую судимость, негативный опыт опекунства в прошлом (опекунство, отмененное через суд).

Запрет введен также для лиц с:

  • туберкулезом I и II групп;
  • онкологией;
  • расстройствами психики;
  • инфекционными болезнями;
  • алкоголизмом или наркоманией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *