Инвентаризация источников загрязнения. Этапы проведения инвентаризации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация источников загрязнения. Этапы проведения инвентаризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организация может самостоятельно разрабатывать экологическую документацию (в том числе и отчет по инвентаризации выбросов), но только при наличии инженера-эколога в штате, а это редкость для множества объектов. Тогда гораздо эффективнее и выгоднее обратиться в специализированную экологическую организацию, которая имеет все соответствующие квалификации и лицензии, а также штат специалистов по работе с выбросами, сбросами, отходами, почвами.

Кто может выполнить инвентаризацию выбросов

Человек, выполняющий инвентаризацию выбросов, должен обладать знаниями в области экологии, химии, инженерии, а также понимать актуальное природоохранное законодательство.

Для проведения инвентаризации экологи используют специальные утвержденные законом методики, программы, оборудование и измерительные приборы для анализа проб воздуха.

Источники выбросов: типы и виды

По типу источники выбросов разделяют на организованные и неорганизованные.

Выбросы от организованных источников попадают в воздух через специальные устройства направленным потоком, например через трубы, вентиляцию, газоходы и так далее.

От неорганизованных источников выбросы поступают в воздух в составе ненаправленных потоков. Например, карьер по добыче песка будет являться неорганизованным источником выбросов пыли и веществ от работы двигателей специальной техники.

Также источники выбросов могут быть трех видов:

  • точечные, выброс от которых сосредоточен в одной точке, например вентиляционное отверстие на крыше здания или дымовая труба от котельной;
  • линейные источники, выброс от которых имеет значительную протяженность в пространстве, например ряд аэрационных фонарей, или автомагистраль;
  • площадные, то есть имеющие такие параметры как ширина и длина, например полигон захоронения бытовых отходов, или стоянка автотранспорта.

Отчет об инвентаризации источников выбросов

После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:

  • общие сведения о предприятии;
  • описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
  • описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
  • характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
  • перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
  • сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
  • карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.

Причины выполнения Инвентаризации ИЗАВ «по новым правилам»:

  1. Выполнение требования ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники проводят Инвентаризацию выбросов […];
  2. Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ. Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;
  3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 года после выдачи Разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Приказа № 871 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации […]).
Читайте также:  Как получить льготную пенсию: инструкция

VI. Корректировка данных инвентаризации выбросов

45. Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:

  • изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
  • изменение объемов производства;
  • замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
  • реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях:

  • выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
  • изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР
Ленинградская организация

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Серия — Биотехнология, экология, защита окружающей среды, охрана труда

Для чего в дальнейшем могут быть использованы данные инвентаризации?

По итогам проведения инвентаризации предприятие получает множественные данные:

  • о перечне источников образования вредных веществ,
  • их территориальном размещении на территории,
  • его технологическое описание, режим работы,
  • обоснование всех выбросов предприятия, подтверждённое как расчетным путем, так и на основании проведенных натурных исследований атмосферного воздуха.

Помимо разработки проекта ПДВ и получения разрешений на выбросы, результаты инвентаризации понадобятся предприятию:

  • при составлении статистической отчетности по форме 2ТП,
  • ведения журналов по охране атмосферного воздуха,
  • разработки природоохранных мероприятий,
  • при проведении мониторинга качества охраны окружающей среды.

Также по данным инвентаризации могут быть заполнены соответствующие разделы экологического паспорта предприятия и проведен расчет рассеивания для обоснования расчетных границ санитарно-защитной зоны предприятия (СЗЗ).

Также проведение инвентаризации может поспособствовать уменьшению экологических платежей предприятия, и главное – соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации.

Проведение инвентаризации выбросов — очень трудоемкое занятие, этапы которого мы рассмотрели выше. Теперь давайте рассмотрим некоторые правила проведения, к числу которых можно отнести:

  • Для подсчета показателей по загрязнению окружающей среди должны быть использованы методы, установленные законодательством. Если же таких методов для каких показателей нет, то нужно применять расчеты, установленные самой организацией.
  • Показатели по каждому отдельно взятому источнику должны подсчитываться в индивидуальном порядке, то есть нельзя объеденить несколько источников и выдать усредненные значения в целях инвентаризации.
  • Определение объемов загрязнения должно проводится с применением соответствующих инструментов.

Состав отчёта по Инвентаризации

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчётного определения выбросов ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта (в масштабе) с источниками загрязнения атмосферы;

7. Характеристики источников загрязнения атмосферы, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая: Источники выделения загрязняющих веществ, Источники выбросов загрязняющих веществ, Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчётными (балансовыми) методами;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчётов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ;

Читайте также:  Исковое заявление об установлении факта принадлежности документа

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов.

Требования к инвентаризации ИЗА

Ну что же, разберемся в требованиях и наставлениях Приказа МПР № 352. «Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ)».

Первый же вопрос, который задают ну практически все – а с передвижными что делать, в приказе-то их нет?

Нет, в приказе нет. Но если Вам, как мы говорили выше, предстоит экспертиза этих материалов в Роспотребнадзоре, то передвижные стоит учесть, иначе не видать вам положительного заключения, это по практическому опыту известно. Да, разночтения, да, возникает дилемма, да, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях!) может увеличиться. Зато при появлении официальных изменений в Порядке инвентаризации (а они будут, раз в законе уже это прописано, сами понимаете, это только дело времени), вы уже будете застрахованы от того, что не учли передвижные.

Да и что вам важнее – нормально пройти согласование и получить нужные документы или упираться в приказ, да еще в тот, где планируются изменения?

Нестанционарность выбросов в атмосферу

Далее переходим к такой важной части Порядка инвентаризации, как нестационарность выбросов. Это такой случай, когда «изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества», т.е. если у вас величина выброса по каким–либо причинам не является величиной постоянной (от суток до сезона года или вообще целого года), и ваш технологический процесс это предусматривает.

Также обязательно фиксируется одновременность работы любого оборудования, ведь совсем необязательно, что у вас все работает постоянно, поскольку различные стадии процесса могут предусматривать попеременную работу тех или иных технологических устройств, что безусловно отразится на расчетных величинах выбросов тех или иных ЗВ.

Заполняем отчет инвентаризации выбросов

Предлагаем ознакомиться с таблицами из нового Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»:

Как заполнять таблицы инвентаризации источников выбросов?

Наша компания готова провести инвентаризацию выбросов на Вашем предприятии. Команда специалистов «ЭкоПромЦентра» умеет погрузиться в любую из сфер производства и не только выполнить проект качественно и в срок, но и проконсультировать Вас по любым вопросам.

Где получить разрешение на выброс ЗВ

  • Если источник выброса расположен на объекте, подлежащем федеральному экологическому надзору, а сами выбросы не радиоактивны, разрешение выдается в общем порядке в территориальных органах Росприроднадзора по месторасположению источника ЗВ;
  • Если источник выброса расположен на объекте, не подлежащем федеральному экологическому надзору, а сами выбросы не радиоактивны, документ выдается в особом порядке в органах исполнит. власти субъектов РФ, производящих гос. управление в сфере охраны окр. среды;
  • Если выбросы радиоактивные, а их источник стационарный, разрешительную документацию запрашивают в особом порядке в территориальных органах Ростехнадзора.

Требования к инвентаризации ИЗА

Ну что же, разберемся в требованиях и наставлениях Приказа МПР № 352. «Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ)».

Первый же вопрос, который задают ну практически все – а с передвижными что делать, в приказе-то их нет?

Читайте также:  Выход на пенсию без трудового стажа

Нет, в приказе нет. Но если Вам, как мы говорили выше, предстоит экспертиза этих материалов в Роспотребнадзоре, то передвижные стоит учесть, иначе не видать вам положительного заключения, это по практическому опыту известно. Да, разночтения, да, возникает дилемма, да, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях!) может увеличиться. Зато при появлении официальных изменений в Порядке инвентаризации (а они будут, раз в законе уже это прописано, сами понимаете, это только дело времени), вы уже будете застрахованы от того, что не учли передвижные.

Да и что вам важнее – нормально пройти согласование и получить нужные документы или упираться в приказ, да еще в тот, где планируются изменения?

Будут ли выбросы от передвижных ИЗА учитываться в декларации НВОС – неизвестно, а вот оценить влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗА, как стационарных, так и передвижных, они ведь, как ни крути, влияние на него имеют, причем далеко не всегда им можно пренебречь (мы не говорим о 2-3 легковушках на балансе небольшого офиса). Выбор, конечно, за вами, но в старом мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти» все на бедного козленка обижались, что он их сосчитал, а в итоге этот подсчет спас всем жизнь, так-то вот…

Далее, конечно, последует официальная часть – руководство предприятие должно издать приказ об инвентаризации, установить ее сроки и назначить ответственного, чтобы было с кого спросить, иначе никак, сами понимаете.

После этого вся головная боль по этому вопросу переходит на ответственного – самим делать или нанимать профессионалов-экологов, если самим – то достаточна ли квалификация собственных специалистов, если нанимать – то кого выбрать, поскольку рекламы в сети на проведение этих работ пруд-пруди.

Здесь мы можем посоветовать либо старое доброе «сарафанное радио» (знакомые, кто сталкивался с подобной проблемой, у производственников всегда найдутся, поэтому они могут сказать что-то дельное), либо проводить конкурсы/тендеры/собеседования, выбирая оптимальное соотношение опыта/цены/репутации.

Вопрос №1.

Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Да, конечно. Для этого на предприятии должен быть специалист, обладающий достаточными знаниями, квалификацией и пониманием процесса проведения инвентаризации. Но следует отметить, что одним из этапов инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух на организованных. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Также хочется упомянуть, что неквалифицированные специалисты могут неверно провести инвентаризацию, что может повлечь за собой ошибки при подаче отчетности, при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также вызвать получение замечаний, штрафов и предписаний от контролирующих органов при проверках. Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при проведении инвентаризации для разработки проекта ПДВ были допущены ошибки, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось повторно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ, а также провести повторное согласование данного документа.

Вопрос №2.

Требуются ли специализированные компьютерные программы для проведения инвентаризации?

Таких требований законодательство не устанавливает. Однако, для качественного проведения инвентаризации, а также для возможности дальнейшего использования данных для разработки документации и проведения расчетов нормативов выбросов загрязняющих веществ мы используем специализированные программные комплексы «РоСа», «Интеграл», «ЭкоЦентр».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *